Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

«От первых слов до первого класса»: 100 лет спустя

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-2-12-22

Полный текст:

Аннотация

В статье на материале дневниковых записей А. Н. Гвоздева «От первых слов до первого класса» и записей «речевого старта» трех детей XXI века предпринимается попытка срав- нить формирование речи его сына Жени, зафиксированное в книге и отдаленное от нас столетием, с почти ежедневными наблюдениями за речевым развитием внуков автора статьи с целью выяснения констант и переменных этого развития, подтверждается мысль современных ученых о том, что изучение формирования у детей способности думать и говорить является «ключом» к разгадке многих тайн возникновения и развития коммуникации. В основу исследования положен метод эмпирического наблюдения, внимание уделяется психологическим, гендерным, социальным и философским аспектам проблемы. Исследуются фонетическая, лексическая и грамматическая стороны речи детей. Утверждается, что у каждого ребенка формируются законы своей фонетики, выбор звуков в слове для передачи мысли своего рода осознанный компромисс между тем, что он может произнести, и тем, как он это делает, чтобы быть понятым. Овладение лексической стороной речи тесно связано с проблемой постижения детьми меняющейся картины мира. Освоение грамматических категорий отражает вариативность формирования у детей грамматических законов. Делается вывод о том, что каждый ребенок формирует свою модель языка, а среда общения требует от него корректировки создаваемой модели по принятым в языке нормам.

Об авторе

О. В. Мякшева
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Россия

Ольга Викторовна Мякшева, доктор филологических наук, профессор

г. Саратов



Список литературы

1. Бондаренко А. А. К вопросу о термине «индивидуальные речевые различия» // Проблемы онтолингвистики – 2008. Материалы международной конференции (19–20 марта 2008 г., Санкт-Петербург). СПб.: Златоуст, 2008. С. 22–27.

2. Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: АСТ, 2021. 576 с.

3. Гвоздев А. Н. От первых слов до первого класса: дневник научных наблюдений. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1981. 323 с.

4. Гридина Т. А. Вербальная креативность ребенка: от истоков словотворчества к языковой игре: монография. 2-е изд., испр. и доп. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2018. 272 с. [Гридина 2018а].

5. Гридина Т. А. «Через язык открывается дитяти сознание…»: соотношение вербального и предметного кодов в детской картине мира // Филологический класс. 2018. 2 (52). С. 64–69. http://doi.org/10.26170/fk18-02-11 [Гридина2018б].

6. Гридина Т. А. Языковая интуиция как эвристический вектор детской речи // Педагогическое образование в России. 2015. № 11. С. 172–179.

7. Лепская Н. И. Язык ребенка (Онтогенез речевой коммуникации). М.: Изд-во филол. фак. МГУ им. М. В. Ломоносова, 1997. 151 с.

8. Пинкер С. Субстанция мышления: Язык как окно в человеческую природу / пер. с англ. М.: Либрокорм, 2013. 560 с.

9. Седов К. Ф. Детская речь // Седов К. Ф. Общая и антропоцентрическая лингвистика. М.: Издательский дом ЯСК, 2016. С. 259–308.

10. Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика / пер. с англ. Е. И. Негневицкой. М.: Либрокорм, 2009. 352 с.

11. Цейтлин С. Н. Освоение ребенком родного языка как синергетический процесс // Российский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8, № 4. С. 288–300. https://doi.org/10.15643/libartrus-2019.4.6.

12. Цейтлин С. Н. Языковые правила и их нарушение в речи детей и взрослых // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2020. № 196. С. 7–17. http://doi.org/10.33910/1992-6464-2020-196-7-17.

13. Чуковский К. Стихи и сказки. От двух до пяти. М.: Детская литература, 1981. 607 с.


Рецензия

Для цитирования:


Мякшева О.В. «От первых слов до первого класса»: 100 лет спустя. Русский язык в школе. 2022;83(2):12-22. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-2-12-22

For citation:


Myaksheva O.V. "From first words to the first form": 100 years afterwards. Russian language at school. 2022;83(2):12-22. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-2-12-22

Просмотров: 131


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)