Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Языковая организация мифологического двоемирия в стихотворении Б. Пастернака «Ветер»

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2021-82-5-74-79

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена лингвопоэтическому анализу стихотворения Б. Л. Пастернака «Ветер» с позиции языкового воплощения мифологического двоемирия. В центре внимания исследования – символ «ветер как дух», без которого мистическая идея стихотворения нивелируется. Цель статьи – раскрыть, при помощи каких языковых средств символ транслирует мифологическое двоемирие, как эта когниция сливается с авторским переживанием и обусловливает образную систему и идею стихотворения. Особое значения для понимания мифологического двоемирия имеет закон партиципации (Л. Леви-Брюль) – отождествление ментальных, эмоциональных и физических свойств человека с природой. В стихотворении Б. Л. Пастернака страдающее и метущееся «я» умершего лирического героя становится ветром. В исследовании слово-символ «ветер» рассматривается в семантико-семиотическом аспекте как знак. Его означающее – лексема ветер в значении ‘перцептивное представление о воздушном потоке’. Означаемое – символическое значение ‘дух, душа, бессмертие’, обусловленное этимологическим значением слова и языческой мифологией. В результате исследования выявлено, что символ «ветер» является носителем мифологического двоемирия и программирует художественный мир стихотворения: с одной стороны, это реальный мир лирической героини, дачи и ветра, раскачивающего сосны, с другой – ирреальный мир духа умершего лирического героя. Лексические ресурсы поэтического текста транслируют это противопоставление в соотношении слов я и ветер, личных местоимений я и ты, а также слов кончился и жива. На грамматическом уровне мифологическое двоемирие выражено противопоставлением глагольных форм прошедшего и настоящего времени, а также переходом от несобственно-прямой речи (мысленного монолога лирического героя) к повествованию в 3-м лице про ветер и сосны и возвращением в конце стихотворения к несобственно-прямой речи лирического героя. Так Б. Пастернаком реализуется одна из главных идей романа «Доктор Живаго» – идея бессмертия, что в статье подтверждено обращением к макроконтексту романа и биографическим материалам.

Об авторе

И. В. Якушевич
Московский городской педагогический университет
Россия

Ирина Викторовна Якушевич, доктор филологических наук, профессор, кафедра русского языка и методики преподавания филологических дисциплин, Институт гуманитарных наук

г. Москва



Список литературы

1. Виноградов В. В. Из наблюдений над языком и стилем И. И. Дмитриева // Материалы и исследования по истории русского литературного языка. Т. 1. М.; Л.: Изд-во и 2-я тип. Изд-ва Акад. наук СССР, 1949. С. 161–278.

2. Жолковский А. К. Поэзия и грамматика живаговского «Ветра» // Поэтика Пастернака: инварианты, структуры, интертексты. М.: Новое литературное обозрение, 2011. С. 369–409.

3. Ивинская О. В. В плену времени. Годы с Борисом Пастернаком. Париж: Fayard; М., 1978. 437 с.

4. Кошарная С. А. Миф и язык: Опыт лингвокультурологической реконструкции русской мифологической картины мира. Белгород: Изд-во Белгородского гос. ун-та, 2002. 287 с.

5. Лотман Ю. М. Символ в системе культуры // Лотман Ю. М. Избранные статьи: в 3 т. Т. 1. Таллинн: Александра, 1992. С. 191–199.

6. Пастернак Б. Л. Полное собрание сочинений: в 11 т. Т. 5. М.: Слово, 2004. 749 с.

7. Пастернак Е. Борис Пастернак. Материалы для биографии. М.: Советский писатель, 1989. 682 с.

8. Потебня А. А. Мысль и язык. М.: Лабиринт, 1999. 300 с.

9. Якушевич И. В. Лингвокультурологический комментарий слова-символа в поэтическом тексте // Русский язык за рубежом. 2012. № 1(230). С. 85–91.


Для цитирования:


Якушевич И.В. Языковая организация мифологического двоемирия в стихотворении Б. Пастернака «Ветер». Русский язык в школе. 2021;82(5):74-79. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2021-82-5-74-79

For citation:


Yakushevich I.V. Linguistic organization of the duality of mythological worlds in B. Pasternak’s poem "Wind" ("Veter"). Russian language at school. 2021;82(5):74-79. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2021-82-5-74-79

Просмотров: 139


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)