Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Что нужно знать учителю-словеснику о психологических особенностях поколения Z

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2021-82-3-7-17

Полный текст:

Аннотация

В статье представлен психологический портрет цифрового поколения, охарактеризованы типичные черты современных учащихся, относящиеся к их когнитивному и личностному развитию, особенностям коммуникации, новым культурным практикам. Использованы методы теоретического анализа и обобщения результатов релевантных научных источников, а также метод экстраполяции – перенос выводов, сделанных относительно поколения Z, на проблемы преподавания русского языка. Проанализированы психические процессы и феномены, в наибольшей степени подвергшиеся изменениям в связи с распространением цифровых технологий: мышление, память, смысловое чтение и понимание, речь. Обсуждаются феномены клипового мышления, транзактивной памяти, трансформаций речевого развития. Показано, как новые возможности и риски цифровизации порождают новые проблемы в обучении, в частности русскому языку. Приведены задания, направленные на развитие системного мышления, памяти, речи.

Об авторе

Н. А. Борисенко
Психологический институт Российской академии образования
Россия

Наталья Анатольевна Борисенко,  кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник, группа психологических основ построения школьных учебников 

г. Москва



Список литературы

1. Андреева А. Д. Особенности психологического развития дошкольников в современных цивилизационных условиях // Вестник Мининского университета. 2013. № 2 (2). С. 1–15.

2. Борисенко Н. А., Миронова К. В., Шишкова С. В., Граник Г. Г. Особенности цифрового чтения современных подростков: результаты теоретико-эмпирического исследования // Science for Education Today. 2020. Т. 10, № 5. С. 28–49. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2005.02.

3. Вербицкий А. А. «Цифровое поколение»: проблемы образования // Профессиональное образование. Столица. 2016. № 7. С. 10–13.

4. Королева Н. Н., Цейтлин С. Н., Проект Ю. Л. Когнитивное и речевое развитие ребенка в условиях современного российского общества // Universum: Вестник Герценовского университета. 2013. № 4. С. 91–98.

5. Лысак И. В., Белов Д. П. Влияние информационно-коммуникационных технологий на особенности когнитивных процессов // Известия ЮФУ. Технические науки. 2013. № 5. С. 256–264.

6. Мелентьева Ю. П. Цифровое чтение как технология обучения и образования // Библиография и книговедение. 2018. № 5 (418). С. 47–51.

7. Микляева А. В., Безгодова С. А. Экспериментально-психологическое исследование «клипового мышления»: результаты апробации программы эксперимента // Известия Иркутского гос. ун-та. Серия «Психология». 2016. № 17. С. 59–67.

8. Мосунова Л. А. Риски цифровизации образования // Научно-техническая информация. Серия 1: Организация и методика информационной работы. 2020. № 7. С. 14–18. DOI: 10.36535/0548-0019-2020-07-2.

9. Мосунова Л. А. Структура и развитие смыслового понимания художественных текстов. М.: Пер Сэ, 2006.

10. Нечаев В. Д., Дурнева Е. Е. «Цифровое поколение»: психолого-педагогическое исследование проблемы // Педагогика. 2016. № 1. С. 36–45.

11. Орлов А. А. Портрет «сетевой личности» в контексте теории поколений // Педагогика. 2019. № 10. С. 5–16.

12. Пренски М. Аборигены и иммигранты цифрового мира // Horizon. MCB University Press. 2001. Т. 9, № 5. С. 9–14. [Электронный ресурс]. URL: https://marcprensky.com/writing/Prensky%20-%20Digital%20Natives,%20Digital%20Immigrants%20-%20Part1.pdf (дата обращения: 23.03.2021).

13. Семеновских Т. В. Феномен «клипового мышления» в образовательной вузовской среде // Интернет-журнал «Науковедение». 2014. № 5 (24) [Электронный ресурс]. URL: https://naukovedenie.ru/index.php?p=issue-5-14 (naukovedenie.ru) (дата обращения: 23.03.2021).

14. Солдатова Г. В. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9, № 3. С. 71–80. DOI:10.17759/sps.2018090308.

15. Солдатова Г. В., Рассказова Е. И., Нестик Т. А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. 2-е изд., стер. М.: Смысл, 2018. 374 с.

16. Чудинова В. П. Чтение и литературные предпочтения школьников поколения Z: социокультурный контекст // Обсерватория культуры. 2018. Т. 15, № 6. С. 668–681. DOI:10.25281/2072-3156-2018-15-6-668-681.

17. Медийный портрет подростка двухтысячных годов / С. Б. Цымбаленко. М.: ООДО «Лига юных журналистов», 2018. 72 с.

18. Digital Childhoods: Technologies and Children’s Everyday Lives / Danby S., Fleer M., Davidson C., Hatzigianni M. (eds.). Springer, 2018. Vol. 22. 287 p. DOI:10.1007/978-981-10-6484-5.

19. Howe N., Strauss W. Generations: The History of America’s Future, 1584 to 2069. New York: William Morrow & Company, 1991.


Для цитирования:


Борисенко Н.А. Что нужно знать учителю-словеснику о психологических особенностях поколения Z. Русский язык в школе. 2021;82(3):7-17. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2021-82-3-7-17

For citation:


Borisenko N.A. What does a language and literature teacher need to know about the psychological traits of the Generation Z. Russian language at school. 2021;82(3):7-17. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2021-82-3-7-17

Просмотров: 217


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)