Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Итоговое собеседование по русскому языку: интерпретация критериев оценивания

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2021-82-1-27-35

Полный текст:

Аннотация

Целью статьи является уточнение понимания критериев оценивания диалога «Выполнение коммуникативной задачи» и «Учет условий речевой ситуации» на итоговом собеседовании по русскому языку, а также конкретизация направлений обучения школьников речевому реагированию в диалоге. В исследовании были применены следующие методы: корреляционный и дискурсивный анализ ответов девятиклассников на вопросы экзаменатора-собеседника; анализ научных и научно-методических источников. Выполнение школьником коммуникативной задачи, по мнению автора статьи, заключается в адекватной интерпретации вопроса и формулировании развернутого ответного высказывания, коррелирующего с вопросом. В ходе корреляционного анализа ответов учеников на вопросы собеседника-экзаменатора установлено, что неумение интерпретировать вопросы и бедность апперцепционной базы порождают такие ошибки, как нарушение предметной области вопроса, подмена вопроса, нарушение тема-рематической организации ответа, тавтологичность ответа, слабоопределенная именная группа в ответе, отсутствие ответа на один из вопросов серии (вопросной пары), формальный ответ. Учет условий речевой ситуации сопряжен с фактором адресата, выраженным в речевом коде посредством выполнения говорящим контактоустанавливающих и метаязыковых речевых действий. Дискурсивный анализ результатов собеседования показал, что учащиеся употребляют в ответах многочисленные неречевые и условно-речевые единицы, с помощью которых регулируют собственную ментальную деятельность, но слабо и неумело ориентируют речь на адресата. Ответные реплики, изобилующие вокализованными паузами, затяжками звуков, «словами-паразитами», свидетельствуют о напряженном речепорождении, лишены качества чистоты речи и затруднены для восприятия экзаменатором-собеседником. В свете предложенной интерпретации критериев оценивания диалога следует организовать обучение речевому реагированию в ситуации диалога по следующим направлениям: 1) обогащение апперцепционной базы; 2) обучение интерпретации вопросительных высказываний; 3) обучение контактоустанавливающим и метаязыковым речевым действиям, направленным на регуляцию ментальной деятельности и учет фактора адресата. Раскрытое в статье понимание критериев оценивания диалога помогает структурировать подготовку к выполнению задания 4 на итоговом собеседовании по русскому языку и усиливает преемственную связь собеседования в IX классе и ЕГЭ в XI классе.

Об авторе

М. В. Маслова
Лицей № 14 им. Заслуженного учителя РФ А. М. Кузьмина
Россия

Марина Валентиновна Маслова, учитель русского языка и литературы

г. Тамбов



Список литературы

1. Баранов А. Н., Плунгян В. А., Рахилина Е. В. Путеводитель по дискурсивным словам русского языка. М.: Помовский и партнеры, 1993. 207 с.

2. Белоедова А. В. Журналистский текст на шкале безусловной и проблемной достоверности // Научные ведомости БелГУ. Сер. Гуманитарные науки. 2014. № 6(177), вып. 21. С. 141–145.

3. Богданова-Бегларян Н. В. Прагматемы в устной повседневной речи: определение понятия и общая типология // Вестник Пермского университета. Сер.: Российская и зарубежная филология. 2014. Вып. 3(27). С. 7–20.

4. Голуб И. Б., Розенталь Д. Э. Секреты хорошей речи. М.: Международные отношения, 1993. 280 с.

5. Кронгауз М. А. Русский язык на грани нервного срыва. М.: Издательство АСТ: Corpus, 2019. 512 с.

6. Падучева Е. В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью: референциальные аспекты семантики местоимений / отв. ред. В. А. Успенский. 6-е изд., испр. М.: Издательство ЛКИ, 2010. 296 с.

7. Потебня А. А. Слово и миф / сост., подгот. текста и примеч. А. Л. Топоркова. М.: Правда, 1989. 622 с.

8. Рачёва А. А. Употребление маркеров вот и вон как дискурсивный выбор говорящего // Сибирский филологический журнал. 2016. № 2. С. 164–176. DOI: 10.17223/18137083/55/18.

9. Читао И. А. Психологические факторы в обучении диалогической речи учащихся старших классов // Вестник Адыгейского государственного университета. 2006. № 2. С. 173–176.

10. Шпильная Н. Н. Риторические нормы устной научной речи // Русский язык в школе. 2018. Т. 79, № 6. С. 13–15. DOI:10.30515/0131-61412018-79-6-13-15.

11. Якубинский Л. П. О диалогической речи // Якубинский Л. П. Язык и его функционирование: избранные работы / отв. ред. А. А. Леонтьев. М.: Наука, 1986. С. 17–58.


Для цитирования:


Маслова М.В. Итоговое собеседование по русскому языку: интерпретация критериев оценивания. Русский язык в школе. 2021;82(1):27-35. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2021-82-1-27-35

For citation:


Maslova M.V. Interview during the Russian language Basic State Exam: Interpretation of assessment criteria. Russian language at school. 2021;82(1):27-35. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2021-82-1-27-35

Просмотров: 228


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)