Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск

Русские прилагательные и способы отражения в языке признаков предмета

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-4-87-93

Аннотация

Статья адресована учителям-филологам, работающим в поликультурных классах или группах, и направлена на совершенствование их лингво-дидактической подготовки. Цель – рассмотреть в сопоставлении особенности прилагательных и способы отражения признаков предмета в русском и некоторых других языках Российской Федерации. При проведении исследования использовались описательный и сопоставительный методы. В статье сравниваются морфологические свойства, лексико-грамматические разряды и особенности функциональной омонимии прилагательных в русском и хакасском языках; выявляется синкретизм русских прилагательных типа отцовСашин с существительными; предлагаются связанные с прилагательными лингвистические эксперименты. В результате анализа описаны способы языкового отражения «качественных» и «относительных» признаков предмета. В русском языке те и другие признаки выражаются прежде всего прилагательными. Кроме того, первые могут передаваться словоформами существительных
(
молочная каша / каша на молоке), а вторые (отдельные цветовые признаки) – глаголами: Небо синее / Небо синеет. В некоторых языках, например нанайском и нивхском, «относительные признаки» предметов передаются только специальными существительными, а все «качественные признаки» – глаголами. В завершение раскрывается свойство языковой избирательности, позволяющее по-разному отражать тождественные реалии, через разные содержательные формы (значения частей речи). Это предопределяет нетождественное восприятие их носителями разных языков.

Об авторах

Г. И. Панова
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
Россия

доктор филологических наук, профессор, кафедра русского языка и литературы

пр. Ленина, д. 92, г. Абакан, 655017, Россия



А. Е. Иванова
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
Россия

кандидат филологических наук, доцент, кафедра русского языка и литературы

пр. Ленина, д. 92, г. Абакан, 655017, Россия



Список литературы

1. Бабайцева В. В. Явления переходности в грамматике русского языка. – М., 2000.

2. Виноградов В. В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. – М., 1947.

3. Грамматика хакасского языка. – М., 1975.

4. Иванова А. Е. Семантико-функциональный потенциал квантитативных конверсивов мало и много в современном русском языке. – Абакан, 2010.

5. Карпов В. А. Болгарский язык. – М., 2007.

6. Карпов В. Г. Сопоставительная фонетика и грамматика хакасского и русского языков: учеб. пособие. – Абакан, 2011. – Ч. 1.

7. Мельчук И. А. Курс общей морфологии. – М.; Вена, 1998.

8. Павлов В. М. Качественность и субстанциональная семантика // Теория функциональной грамматики. Качественность. Количественность / отв. ред. А. В. Бондарко. – СПб., 1996. – С. 8–53.

9. Павлов В. М. Предметно-относительный атрибут как типологическая константа (Семантическая основа качественных и относительных прилагательных) // Проблемы функциональной грамматики: полевые структуры. – СПб., 2005.

10. Панова Г. И. Морфология русского языка: энциклопедический словарь-справочник. – М., 2014.

11. Панова Г. И. Русский язык в сопоставительном аспекте: о языковой избирательности // Русский язык в школе. – 2015. – № 12. – С. 12–17.

12. Резюков Н. А. Очерки сравнительной грамматики русского и чувашского языков. – Чебоксары, 1954.

13. Руделёв В. Г., Руделёва О. А. «Вначале было слово…» – Тамбов, 1995.

14. Трубецкой Н. С. О притяжательных прилагательных (possessiva) староцерковнославянского языка // Трубецкой Н. С. Избранные труды по филологии. – М., 1987. – С. 219–222.

15. Якубинский Л. П. История древнерусского языка. – М., 1953.


Рецензия

Для цитирования:


Панова Г.И., Иванова А.Е. Русские прилагательные и способы отражения в языке признаков предмета. Русский язык в школе. 2020;81(4):87-93. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-4-87-93

For citation:


Panova G.I., Ivanova A.E. Russian Adjectives and Methods for Denoting Object Features in Languages. Russian language at school. 2020;81(4):87-93. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-4-87-93

Просмотров: 667


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)