Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск

Анализ устаревшей лексики при изучении произведений исторического жанра (На материале баллады А. К. Толстого «Илья Муромец»)

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-4-42-49

Аннотация

Цель исследования – актуализировать межпредметные связи родного языка, родной литературы и родной истории. В статье рассматриваются различные типы устаревших слов, а также даются рекомендации учителю-словеснику, по каким направлениям может быть организовано изучение устаревшей лексики в школе. Авторы используют методы анализа учебной и научной литературы. На основе практического опыта предлагаются приемы работы над языковой архаикой на уроках, построенных с учетом межпредметных связей русского языка и литературы. В статье сделан вывод, что работу над устаревшими словами или выражениями и выполняемыми ими стилистическими функциями нужно вести постепенно, как и предписывает традиционная методика, т. е. от простого к сложному, поэтапно.

Об авторах

О. Е. Вороничев
Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского
Россия

доктор филологических наук, доцент, кафедра теории и методики начального общего и музыкального образования

ул. Бежицкая, д. 14, г. Брянск, 241036, Россия



Н. Ю. Моспанова
Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского
Россия

кандидат филологических наук, доцент, кафедра теории и методики начального общего и музыкального образования

ул. Бежицкая, д. 14, г. Брянск, 241036, Россия



Список литературы

1. Вороничев О. Е. О лингвостилистической типологии устаревших слов // Русский язык в школе. – 2000. – № 3. – С. 75–79.

2. Касаткин Л. Л., Крысин Л. П. и др. Русский язык: в 2 ч. / под ред. Л. Ю. Максимова. – М., 1989. – Ч. 1.

3. Мамаев Г. А. Об использовании устаревшей лексики в драматической повести А. Н. Толстого «Иван Грозный» // Ученые записки Астраханского пединститута. – 1957. – T. V I. – Вып. 1. – С. 247–278.

4. Нестеров М. Н. Русская устаревшая и устаревающая лексика. – Смоленск; Брянск, 1988.

5. Попов Р. Н. Фразеологизмы русского языка с архаичными значениями и формами слов. – М., 1976.

6. Толстой А. К. Полное собрание стихотворений: в 2 т. – Т. 1. Стихотворения и поэмы / сост., подгот. текста и примеч. М. И. Прохорова. – Л., 1984.

7. Фомина М. Н. Современный русский язык. Лексикология. – М., 1990.

8. Шанский Н. М. Устаревшие слова в лексике современного русского языка // Русский язык в школе. – 1954. – № 3. – С. 27–33.

9. Шанский Н. М. Очерки по русскому словообразованию и лексикологии. – М., 1959.

10. Шанский Н. М. Лексикология современного русского языка. – М., 1972.

11. Шмелев Д. Н. Современный русский язык. Лексика. – М., 1977.


Рецензия

Для цитирования:


Вороничев О.Е., Моспанова Н.Ю. Анализ устаревшей лексики при изучении произведений исторического жанра (На материале баллады А. К. Толстого «Илья Муромец»). Русский язык в школе. 2020;81(4):42-49. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-4-42-49

For citation:


Voronichev O.E., Mospanova N.Yu. Analysis of Obsolete Vocabulary in the Study of Works of Historical Genre (On the Material of A. K. Tolstoy’s Ballad «Ilya Muromets»). Russian language at school. 2020;81(4):42-49. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-4-42-49

Просмотров: 950


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)