Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Методическая лингвоконцептология и антропопрактики XXI века (К двадцатилетию научного направления)

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-4-7-15

Полный текст:

Аннотация

В юбилейной статье дан анализ современного состояния методической лингвоконцептологии
сквозь призму публикаций в журнале «Русский язык в школе» (2000–2020). Рассмотрен научный статус методической лингвоконцептологии с позиции «доказательной методики». Раскрыто содержание базовых идей лингвоконцептоцентрического подхода: филологизация, интеллектуализация и трансдисциплинарность школьного лингвистического образования. Определены два основополагающих принципа методической лингвоконцептологии, сфокусированных на развитии личности: трансдисциплинарный принцип широты и интеллектуальной целостности знаний о мире и принцип глубины освоения концептосферы русского языка и культуры. Выявлены основные тенденции и прогнозируются перспективы развития новой области научно-методического знания.

Об авторе

Н. Л. Мишатина
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Россия

доктор педагогических наук, профессор, кафедра образовательных технологий в филологии

Набережная реки Мойки, д. 48, Санкт-Петербург, 191186, Россия



Список литературы

1. Воркачев С. Г. [Рец.] Мишатина Н. Л., Цыбулько И. П. Антропологическая лингвометодика: в поисках смысла, содержания и оценивания / под ред. Н. Л. Мишатиной // Мир русского слова. – 2016. – № 1. – С. 7, 12, 44, 61.

2. Воркачев С. Г. Imago verbi: опыт семантического портретирования имени: монография. – Краснодар, 2017.

3. Карасик В. И., Дмитриева О. А. Лингвокультурный типаж: к определению понятия // Аксиологическая лингвистика: Лингвокультурные типажи: сб. науч. тр. – Волгоград: Парадигма, 2005. – С. 5–25.

4. Методическая лингвоконцептология: итоги и перспективы развития: монография / науч. ред. Н. Л. Мишатина. – СПб., 2017.

5. Мишатина Н. Л. Виртуальный концептуарий культуры «Доминанта Души» и его методический потенциал // Русский язык в школе. – 2016. – № 7. – С. 3–7.

6. Мишатина Н. Л. Методическая лингвоконцептология в пространстве современной русистики // Методическая лингвоконцептология: итоги и перспективы развития: монография / науч. ред. Н. Л. Мишатина. – СПб., 2017. – С. 49–67 [Мишатина 2017а].

7. Мишатина Н. Л. Об инвентаризации терминологического аппарата методической лингвоконцептологии // Методическая лингвоконцептология: итоги и перспективы развития: монография / науч. ред. Н. Л. Мишатина. – СПб., 2017. – С. 67–80 [Мишатина 2017б].

8. Мишатина Н. Л. Учебный концептуарий культуры в горизонте Нового Энциклопедизма // Перспективы науки и образования. – 2019. – № 5 (41). – С. 47–62. DOI: 10.32744/pse.2019.5.4.

9. Мишатина Н. Л., Вербицкая М. Г. Методическая лингвоконцептология: ориентир – метапредметность (на примере концепта «дом») // Русский язык в школе. – 2019. – № 3. – С. 3–10.

10. DOI: 10.30515/0131-6141-2019-80-3-3-10.

11. Мишатина Н. Л., Сорокина Ю. А. Инструментарий методической лингвоконцептологии на службе эмоционального интеллекта // Русский язык в школе. – 2019. – Т. 80. – № 6. – С. 7–15. DOI: 10.30515/0131-6141-2019-80-6-7-15.

12. Морен Э. Образование в будущем: семь неотложных задач // Синергетическая парадигма: синергетика образования. – М., 2007. – С. 24–96.

13. Прохоров Ю. Е. В поисках концепта. – М., 2008.

14. Степанов Ю. С. Концепты. Тонкая пленка цивилизации. – М., 2007.

15. Хэтти Дж. Видимое обучение: синтез результатов более 50 000 исследований с охватом более 86 миллионов школьников. / под ред. В. К. Загвоздкина, М. А. Хамраевой (пер. с англ. Н. В. Селивановой). – М., 2017.

16. Шерстобитова И. А., Мишатина Н. Л. Глобальный концепт: естествознание и словесность (На примере концептов движение и инерция) // Русский язык в школе. – 2018. – № 5. – С. 14–18. DOI: 10.30515/0131-6141-2018-79-5-14-18.

17. Шутан М. И. О принципах работы с концептами на уроках русского языка и литературы // Русский язык в школе. – 2020. – Т. 81. – № 1. – С. 7–14. DOI: 10.30515/0131-6141-2020-81-1-7-14.

18. Эпштейн М. От знания – к творчеству. Как гуманитарные науки могут изменять мир. – М.; СПб., 2016.


Для цитирования:


Мишатина Н.Л. Методическая лингвоконцептология и антропопрактики XXI века (К двадцатилетию научного направления). Русский язык в школе. 2020;81(4):7-15. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-4-7-15

For citation:


Mishatina N.L. Methodological Linguoconceptology and Anthropological Practices of the 21st Century (Devoted to the 20th Anniversary of the Field). Russian language at school. 2020;81(4):7-15. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-4-7-15

Просмотров: 37


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)