Зачем и как учить пятиклассников интонационному оформлению речи?
https://doi.org/10.30515/0131-6141-2019-80-2-16-20
Аннотация
Цель автора – привлечь внимание коллег к проблеме утраты современными детьми разнообразия интонационных навыков и умений, которым владели предыдущие поколения носителей русского языка, и предложить меры по повышению эффективности обучения интонации. В статье представлены выводы, сделанные в ходе обобщения результатов нескольких экспериментальных исследований по использованию детьми русской интонации, по его сопоставлению с их владением английской интонацией и по обучению пятиклассников интонационному оформлению высказываний на русском языке.
Ключевые слова
Об авторе
А. В. СамолинаРоссия
учитель русского языка и литературы
Жулебинский бульвар, д. 38, Москва, 109431, Россия
Список литературы
1. Богданова А.В. Проблема обучения школьников интонационной выразительности диалогической речи // Вестник университета. – 2012. – № 13. – С. 210–213.
2. Браудо Т.Е., Бобылова М.Ю., Казакова М.В. Онтогенез речевого развития // Русский журнал детской неврологии. – 2017. – № 12 (1). – С. 41–46.
3. Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. – М., 1983.
4. Брызгунова Е.А. Эмоционально-стилистические различия русской звучащей речи. – М., 1984.
5. Василевская Н.Г. Развитие интонационной компетентности младших школьников: дис. …канд. пед. н. – Екатеринбург, 2003.
6. Веренинова Ж.Б. Формирование фонетических компетенций на первом курсе языкового вуза // Вестник Московского лингвистического университета. – 2011. – Вып. 607. – С. 64–75.
7. Демина М.А. Просодические средства воздействия в речи дикторов информационных программ // Вестник Московского лингвистического университета. – 2013. – Вып. 661. – С. 41–50.
8. Зиновьева Т.И. Совершенствование интонационных умений учащихся // Методика обучения русскому языку и литературному чтению: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Т.И. Зиновьевой. – М., 2016. – С. 330–336.
9. Зиновьева Т.И., Покатилова Н.Б. Проблема формирования интонационных умений младших школьников и пути ее решения. – Вестник Московского городского педагогического университета: Серия: Педагогика и психология. – 2016. – № 2. – С. 93–100.
10. Ломизов А.Ф. Выразительное чтение при изучении синтаксиса и пунктуации: пособие для учителя. – М., 1986.
Рецензия
Для цитирования:
Самолина А.В. Зачем и как учить пятиклассников интонационному оформлению речи? Русский язык в школе. 2019;80(2):16-20. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2019-80-2-16-20
For citation:
Samolina A.V. Why and How to Teach Intonation Speech Design to Fifth Graders? Russian language at school. 2019;80(2):16-20. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2019-80-2-16-20