Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск

Курс повышения квалификации «Методы и приемы анализа художественного текста»

Курс повышения квалификации «Методы и приемы анализа художественного текста» (36 часов) адресован преподавателям вузов и учителям русского языка и литературы.

Курс проводится с 18 августа по 12 декабря 2022 года. Он включает лекции-вебинары и предполагает практическую работу слушателей. Важной составной частью курса является выполнение тестов (квизов) и участие в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Научная школа русской лингводидактики Н.М. Шанского: история и современность» (к 100-летию со дня рождения) в работе секции «Филологический анализ текста в школе и в вузе: проблемы и пути решения» (22 ноября 2022 г.). Ссылка для регистрации для участия в конференции: https://forms.gle/TxqF2YB5acXoNYQz8

В рамках предлагаемого онлайн-курса, который проведут известные ученые-русисты (Н.С.Болотнова, Е.М.Виноградова, О.Е.Вороничев, А.Т.Грязнова, О.Н.Левушкина, М.Р.Шумарина), будут рассмотрены особенности лингвистического, лингвокультурологического и когнитивного анализа художественных произведений. Одно из занятий будет посвящено коммуникативно-деятельностному подходу к изучению художественного текста. На заключительном занятии будут рассмотрены вопросы комплексного анализа текста.

Лекции-вебинары будут проходить один-два раза в месяц, длительность занятий – 2 академических часа. Запись их будет доступна слушателям в течение всего срока обучения.

Стоимость курса 3500 рублей. Для включения в группу необходимо произвести оплату на странице курса на платформе Webinar.ru: https://events.webinar.ru/course-info/194101

Слушатели, успешно окончившие курс, получат сертификат и удостоверение государственного образца. Заявку на получение удостоверения нужно прислать в свободной форме по адресу: admin@riash.ru, а затем предоставить необходимый пакет документов.

Первая онлайн-лекция состоится 18 августа, в 15:00.

Расписание онлайн-встреч:

18 августа 15:00-16:30 

15 сентября 15:00-16:30 

22 сентября 15:00-16:30 

20 октября 15:00-16:30 

15 ноября 15:00-16:30 

22 ноября (время уточняется)

8 декабря 15:00-16:30

Удостоверение о повышении квалификации установленного образца выдает ООО «Наш язык» (издатель и учредитель журнала «Русский язык в школе») на основании образовательной лицензии №041746, выданной Департаментом образования и науки города Москвы 22 октября 2021г., при условии успешного завершения образовательной программы.

Программа курса

№ п/п

Виды учебных занятий, учебных работ

Содержание

Тема 1. Разные аспекты анализа художественного текста. Виды анализа текста. Когнитивный анализ

Лекция – 2 ч

Лингвостилистический, лингвистический и лингвопоэтический анализы текста. Разные подходы к анализу текста на современном этапе. Когнитивный анализ художественного текста: основные понятия, методы и приемы анализа

Практическое занятие – 2 ч

Работа №1. Тест («Определение основных понятий, связанных с когнитивным анализом художественного текста»)

Тема 2.

Лингвистический анализ художественного текста

Лекция – 2 ч

 

Лингвистический анализ художественного текста. Приемы анализа. Лингвистическое комментирование художественного текста

Практическое занятие – 2 ч

Работа №2. Тест («Лингвистический анализ художественного текста»)

Тема 3.

Филологический анализ художественного текста: метаязыковые комментарии

Лекция – 2 ч

 

Метаязыковые высказывания (рефлексивы) в художественных текстах. Структурные типы рефлексивов. Функции рефлексивов: конструктивная, характерологическая, экспрессивная. Анализ метаязыковых комментариев в художественном тексте

Практическое занятие – 2 ч

Работа №3. Тест («Метаязыковые комментарии в художественном произведении»)

Тема 4.

Коммуникативно-деятельностный подход к изучению художественного текста

Лекция – 2 ч

Художественный текст как форма коммуникации. Диалог автора и читателя с точки зрения первичной и вторичной текстовой деятельности. Методика коммуникативно-стилистического анализа текста

Практическое занятие – 3 ч

Работа №4. Тест («Основные понятия коммуникативно-стилистического анализа поэтического текста»)

Тема 5.

Лингвокультурологический анализ текста

Лекция – 2 ч

Лингвокультурологический анализ текста. Приемы анализа. Лингвокультурологическая характеристика текста в школе

Практическое занятие – 2 ч

Работа №5. Тест

(«Лингвокультурологический анализ текста»)

Тема 6.

Филологический анализ текста в школе и в вузе: проблемы и пути решения (секция Всероссийской научно-практической конференции «Научная школа русской лингводидактики Н.М. Шанского: история и современность» (к 100-летию со дня рождения). Регистрация участников до 18 ноября 2022 г. через онлайн-форму:

https://forms.gle/TxqF2YB5acXoNYQz8

 

 

Лекция – 3 ч

Филологический анализ в современной школе и вузе. Принципы филологического анализа текста. Приемы анализа текста. Проблемы филологического анализа на современном этапе и пути их решения

Практическое занятие – 5 ч

Работа №6. Подготовка кратких сообщений по теме конференции. Практико-ориентированная работа

(«Проблемы филологического анализа текста в школе и вузе на современном этапе»)

Тема 7.

Комплексный анализ текста

 

Лекция – 2 ч

«Медленное» чтение текста. Комплексный анализ художественного текста. Его роль в практике преподавания русского языка и литературы в современной школе

 

Практическое занятие – 5 ч

Работа №7. Итоговый тест

Итоговая аттестация

 

Зачет на основании совокупности выполненных тестов и практико-ориентированной работы

 

Лекторы курса

  • Нина Сергеевна Болотнова, д.ф.н., профессор, заведующий кафедрой русского языка Томского педагогического государственного университета
  • Елена Михайловна Виноградова, к.ф.н., доцент, учитель, эксперт ЕГЭ
  • Олег Евгеньевич Вороничев, д.ф.н., профессор Брянского государственного университета имени академика И. Г. Петровского
  • Анна Тихоновна Грязнова, к.ф.н., профессор Московского государственного педагогического университета
  • Ольга Николаевна Левушкина, д.п.н., профессор Московского государственного педагогического университета
  • Марина Робертовна Шумарина, д.ф.н., заведующий кафедрой филологических дисциплин Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского