Описание курса
Курс повышения квалификации «Активные процессы в современном русском языке» для учителей школ и преподавателей вузов (16 часов, стоимость курса – 1800 рублей).
В рамках курса, который проведут известные ученые-русисты, будут рассмотрены новые тенденции в лексике, словообразовании и грамматике современного русского языка, проанализированы явления, вызывающие трудности для обучающихся при изучении морфологии, синтаксиса, словопроизводства в школе и вузе. Особое внимание будет уделено динамике норм современного русского языка.
Важной составной частью курса является самостоятельное выполнение практических работ, связанных с анализом новых языковых явлений, и подготовка краткого сообщения по теме круглого стола в рамках XIX Международных Березинских чтений (14 мая 2022 г.).
Курс проходит с 26 января по 30 июня 2022 года. Он включает 5 вебинаров и один круглый стол. Вебинары проходят один раз в месяц. Запись их сохраняется в течение всего срока обучения. Первая онлайн-встреча в рамках курса состоится 26 января, в 15:00. Расписание онлайн-встреч:
26 января 15:00-16:30
21 февраля 15:00-16:00
21 марта 15:00-16:30
21 апреля 15:00-16:00
14 мая 14:00-17:00
21 июня 15:00-16:30
Ссылка для регистрации: https://events.webinar.ru/course-info/90931
Слушатели, успешно окончившие курс, получат сертификат.
Желающие получить удостоверение о повышении квалификации должны прислать заявку по адресу: admin@riash.ru, а затем предоставить необходимый пакет документов.
Удостоверение о повышении квалификации установленного образца выдает ООО «Наш язык» (издатель и учредитель журнала «Русский язык в школе») на основании образовательной лицензии №041746, выданной Департаментом образования и науки города Москвы 22 октября 2021г., при условии успешного завершения образовательной программы.
Программа курса
№ п/п |
Виды учебных занятий, учебных работ |
Содержание |
||
Тема 1. Новые явления в лексике и фразеологии русского языка |
Лекция – 1 ч |
Новые слова и значения в современном русском языке и их отражение в словарях. Новейшие заимствования в современном русском языке и их функционирование в устной и письменной речи. Расширение значений существующих в русском языке слов |
||
Лекция – 1 ч |
Новое в русской фразеологии |
|||
Практическое занятие – 1 ч |
Работа №1. Работа с новыми словами на уроках русского языка. Анализ языкового материала |
|||
Тема 2. Новая русская лексика и отражение ее в словарях
|
Лекция – 1 ч |
Неологические словари современного русского языка. Репрезентация в них новых лексических единиц. Особенности современных неологизмов |
||
|
Практическое занятие – 1 ч |
Работа №2. Анализ нескольких единиц, представленных в словаре «Новые слова и значения» (определение семантики, сферы употребления, особенностей сочетаемости) |
||
Тема 3. Активные процессы в современном словообразовании |
Лекция – 2 ч |
Продуктивные словообразовательные типы и способы в современной русской речи. Развитие новых словообразовательных моделей. Новообразования в современных СМИ. Новые тенденции развития русской словообразовательной системы |
||
Практическое занятие – 1 ч |
Работа №3. Словообразовательный анализ новых производных слов. |
|||
Тема 4. Активные процессы в современной морфологии и трудные вопросы школьного курса |
Лекция – 1 ч |
Активные процессы в современной морфологии. Трудные вопросы школьного курса морфологии. Словари грамматических трудностей современного русского языка |
||
Практическое занятие – 1 ч |
Работа №4. Морфологический анализ грамматических форм современной речи
|
|||
Тема 5. Совершенствование речи современных школьников и студентов (круглый стол)
Тема 6. Активные процессы в современном синтаксисе и трудные вопросы современной пунктуации
Итоговая аттестация |
Лекция – 1 ч. |
Влияние СМИ и Интернета на состояние норм русского языка. Динамика норм современного русского языка. Приемы совершенствования речи современных школьников и студентов. |
||
Практическое занятие – 2 ч |
Работа №5. Подготовка кратких сообщений по теме круглого стола
|
|||
Лекция – 2 ч |
Новые тенденции в синтаксисе современного русского языка. Динамика пунктуационных норм. Трудные случаи |
|||
Практическое занятие – 1 ч |
Работа №6. Анализ сложных случаев пунктуации в СМИ и художественных текстах |
|||
Зачет на основании совокупности выполненных практико-ориентированных работ |
Лекторы курса
- Станислав Викторович Иванов, к.ф.н., доцент МПГУ, автор школьных учебников, член Орфографической комиссии РАН
- Александр Васильевич Зеленин, д.ф.н., лектор Университета Тампере (Финляндия)
- Марина Николаевна Приемышева, д.ф.н., заместитель директора ИЛИ РАН
- Лариса Викторовна Рацибурская, д.ф.н., заведующий кафедрой современного русского языка и общего языкознания ННГУ им. Н. Лобачевского
- Елена Александровна Жданова, к.ф.н., преподаватель кафедры современного русского языка и общего языкознания ННГУ им. Н. Лобачевского
- Владимир Маркович Пахомов, к.ф.н., научный сотрудник ИРЯ РАН, член Орфографической комиссии РАН