Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Структурная схема предложения vs типовое значение как лингводидактический феномен

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-6-43-50

Аннотация

В современной синтаксической науке структурная схема предложения трактуется по-разному. Различают два толкования. Сравнительный анализ двух толкований структурной схемы предложения в современном русском языке – результат преподавания синтаксиса современного русского языка на факультете русской филологии Ереванского государственного университета с 1979 г., продуктивность подходов проверялась на практических занятиях по синтаксису и во время педагогической практики студентов-филологов в школе. Соответственно первому толкованию, структурная схема предложения – минимальный образец построения предложения, удовлетворяющий требованиям грамматической достаточности предложения и представленный в виде формализованных записей. Автор этой концепции Н. Ю. Шведова. Второе толкование основано на учете двух факторов – грамматической и информативной достаточности. Второе понимание представляется наиболее убедительным, так как оно соответствует современному этапу развития синтаксиса, этапу семантического синтаксиса. Это направление представлено большим количеством работ разных ученых, каждый исследователь реализует основную идею данного направления по-своему, однако подход у них общий. Г. А. Золотова, хотя и не отрицает удобства формализованных записей, имеющих непреходящее значение для науки и практики преподавания русского языка как иностранного, но закономерно считает, что изображение синтаксических структур в виде формул и схем не отражает сущности синтаксических связей, а содержит скорее морфологическую характеристику объектов, что, бесспорно, не является исчерпывающим. Не учитывать содержательную сторону предложения и представить структурные схемы закрытым списком – значит, не использовать всех возможностей современной науки, которая способна дать такое описание структуры языка, которое служит выражению «коммуникативного смысла». В ходе исследования применялись методы наблюдения, описания, выборки, сравнительного анализа и классификации.

Об авторе

Л. Б. Матевосян
Ереванский государственный университет
Армения

Лианна Бениаминовна Матевосян, доктор филологических наук, профессор 

г. Ереван 



Список литературы

1. Грамматика современного русского литературного языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Наука,1970. 767 с.

2. Гущина Г. А., Торпакова Е. А. Изуче-нние семантической организации предложения в процессе обучения студентов-филоло-гов // Журнал педагогических исследований. 2020. Т. 5, № 1. С. 75-81.

3. Золотова Г. А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. М.: Наука, 1973. 351 с.

4. Золотова Г. А. Теоретические ресурсы грамматической науки // Русский язык: исторические судьбы и современность: II Международный конгресс исследователей русского языка. Труды и материалы. М.: Изд-во Московского ун-та, 2004. С. 309.

5. Золотова Г. А., Онипенко Н. К., Сидорова М. Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. 2-е изд. М.: Институт русского языка РАН; Филологический факультет МГУ, 2003. 524 с.

6. Ломтев Т. П. Структура предложения в современном русском языке. М.: Изд-во Московского ун-та, 1979. 198 с.

7. Матевосян Л. Б. Вопрос о структурной схеме предложения в современном русском языке / Молодой научный работник. 1981. № 1(33). С. 61-68.

8. Матевосян Л. Б. Русский разговорный стандарт: курс лекций. Ереван: Изд-во ЕГУ, 2022. 194 с.

9. Матевосян Л. Б. Стационарное предложение: от стандартного к оригинальному. М.; Ереван: Институт языкознания РАН; Изд-во ЕГУ, 2005. 184 с.

10. Общее языкознание. Внутренняя структура языка / отв. ред. Б. А. Серебренников. М.: Наука, 1972. 565 с.

11. Русская грамматика: в 2 т. Т. 2. М.: Наука, 1980. 710 с.

12. Русская грамматика /под ред. Н. Ю. Шведовой и В. В. Лопатина. 2-е изд., испр. М.: Русский язык, 1990. 639 с.

13. Смирницкий А. И. Лексикология английского языка. М.: Изд-во лит-ры на иностр. яз., 1956. 260 с.


Рецензия

Для цитирования:


Матевосян Л.Б. Структурная схема предложения vs типовое значение как лингводидактический феномен. Русский язык в школе. 2025;86(6):43-50. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-6-43-50

For citation:


Matevosyan L.B. Sentence structure diagram vs typical meaning as a linguo-didactic phenomenon. Russian language at school. 2025;86(6):43-50. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-6-43-50

Просмотров: 27


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)