Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Словообразовательное гнездо с вершиной-онимом в системе интернет-дискурса

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-5-88-98

Аннотация

В статье рассмотрены словообразовательные неологизмы (в том числе окказионализмы), выявленные в результате обращения к текстам одного из популярных интернет-форумов и составляющие локальную подсистему – словообразовательное гнездо с вершиной daland. Актуальность исследования обусловлена необходимостью уточнения специфики интернет-дискурса как динамично развивающегося лингвистического объекта, отражающего активные процессы в современном русском словообразовании. Цель исследования заключается в выявлении структурных, семантических и стилистических особенностей системы отонимных неодериватов (а также отдельных ее составляющих) в их связи с решением конкретных коммуникативно-прагматических задач. Исследование осуществлялось с опорой на описательный метод, методы структурно-семантического, семантико-стилистического, структурно-функционального и функционально-стилистического анализа. В результате обращения к эмпирическому материалу установлено, что анализируемое гнездо включает в основном словообразовательные пары; реже встречаются короткие словообразовательные цепочки, многие из которых, однако, организуются в словообразовательные пучки. Значительную степень продуктивности демонстрируют суффиксация, чистое сложение и сращение; несколько реже используются префиксация, суффиксоидация, контаминация, а также сочетание контаминации и сращения; применение прочих способов имеет единичный характер. Реализация указанных способов нередко сопровождается использованием стилистических приемов, основным из которых является прием стилистического несоответствия (стилистического контраста). Семантико-стилистические особенности словообразовательных единиц (способов словообразования, конкретных словообразовательных моделей, формантов) позволяют интернет-пользователям сделать акцент на концептуально значимых признаках номинируемых явлений, а также выразить отношение к ним. Тематико-семантические группы производных («Жизненная позиция», «Сходство», «Отношение (оценка)» и др.) обнаруживают связь со значимыми аспектами обсуждений, что дает возможность рассматривать словообразовательное гнездо как форму отражения окружающей действительности и, в частности, образа конкретного интернет-пользователя.

Об авторе

Е. В. Щеникова
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
Россия

Елена Викторовна Щеникова, кандидат филологических наук, доцент

г. Нижний Новгород



Список литературы

1. Евсеева И. В., Пономарева Е. А. Когнитивная организация лексико-словообразовательного гнезда как основа создания электронной базы данных // Вестник Томского гос. ун-та. 2019. № 443. С. 19–26. http://doi.org/10.17223/15617793/443/3.

2. Коновалова Н. И., Михайлова О. А., Михайлова Ю. Н. Словообразовательный потенциал политического дискурса // Политическая лингвистика. 2025. № 1(109). С. 75–83.

3. Красильникова Л. В., Сапунова А. В. Словообразовательные гнезда и подгнезда с позиции когнитивно-коммуникативного подхода // Stephanos. 2024. № 2(64). С. 77–94. http:// doi.org/10.24249/2309-9917-2024-64-2-77-94.

4. Русская грамматика: в 2 т. Т. 1. М.: Наука, 1980. 784 с.

5. Савкатова А. М. Словообразовательное гнездо как репрезентант концепта (на материале словообразовательного гнезда с вершиной «женщина») // Высшее образование сегодня. 2010. № 3. С. 90–92.


Рецензия

Для цитирования:


Щеникова Е.В. Словообразовательное гнездо с вершиной-онимом в системе интернет-дискурса. Русский язык в школе. 2025;86(5):88-98. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-5-88-98

For citation:


Schenikova E.V. Word family with a nonderivative onym in the internet discourse system. Russian language at school. 2025;86(5):88-98. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-5-88-98

Просмотров: 7


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)