

Словообразовательное гнездо с вершиной-онимом в системе интернет-дискурса
https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-5-88-98
Аннотация
В статье рассмотрены словообразовательные неологизмы (в том числе окказионализмы), выявленные в результате обращения к текстам одного из популярных интернет-форумов и составляющие локальную подсистему – словообразовательное гнездо с вершиной daland. Актуальность исследования обусловлена необходимостью уточнения специфики интернет-дискурса как динамично развивающегося лингвистического объекта, отражающего активные процессы в современном русском словообразовании. Цель исследования заключается в выявлении структурных, семантических и стилистических особенностей системы отонимных неодериватов (а также отдельных ее составляющих) в их связи с решением конкретных коммуникативно-прагматических задач. Исследование осуществлялось с опорой на описательный метод, методы структурно-семантического, семантико-стилистического, структурно-функционального и функционально-стилистического анализа. В результате обращения к эмпирическому материалу установлено, что анализируемое гнездо включает в основном словообразовательные пары; реже встречаются короткие словообразовательные цепочки, многие из которых, однако, организуются в словообразовательные пучки. Значительную степень продуктивности демонстрируют суффиксация, чистое сложение и сращение; несколько реже используются префиксация, суффиксоидация, контаминация, а также сочетание контаминации и сращения; применение прочих способов имеет единичный характер. Реализация указанных способов нередко сопровождается использованием стилистических приемов, основным из которых является прием стилистического несоответствия (стилистического контраста). Семантико-стилистические особенности словообразовательных единиц (способов словообразования, конкретных словообразовательных моделей, формантов) позволяют интернет-пользователям сделать акцент на концептуально значимых признаках номинируемых явлений, а также выразить отношение к ним. Тематико-семантические группы производных («Жизненная позиция», «Сходство», «Отношение (оценка)» и др.) обнаруживают связь со значимыми аспектами обсуждений, что дает возможность рассматривать словообразовательное гнездо как форму отражения окружающей действительности и, в частности, образа конкретного интернет-пользователя.
Об авторе
Е. В. ЩениковаРоссия
Елена Викторовна Щеникова, кандидат филологических наук, доцент
г. Нижний Новгород
Список литературы
1. Евсеева И. В., Пономарева Е. А. Когнитивная организация лексико-словообразовательного гнезда как основа создания электронной базы данных // Вестник Томского гос. ун-та. 2019. № 443. С. 19–26. http://doi.org/10.17223/15617793/443/3.
2. Коновалова Н. И., Михайлова О. А., Михайлова Ю. Н. Словообразовательный потенциал политического дискурса // Политическая лингвистика. 2025. № 1(109). С. 75–83.
3. Красильникова Л. В., Сапунова А. В. Словообразовательные гнезда и подгнезда с позиции когнитивно-коммуникативного подхода // Stephanos. 2024. № 2(64). С. 77–94. http:// doi.org/10.24249/2309-9917-2024-64-2-77-94.
4. Русская грамматика: в 2 т. Т. 1. М.: Наука, 1980. 784 с.
5. Савкатова А. М. Словообразовательное гнездо как репрезентант концепта (на материале словообразовательного гнезда с вершиной «женщина») // Высшее образование сегодня. 2010. № 3. С. 90–92.
Рецензия
Для цитирования:
Щеникова Е.В. Словообразовательное гнездо с вершиной-онимом в системе интернет-дискурса. Русский язык в школе. 2025;86(5):88-98. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-5-88-98
For citation:
Schenikova E.V. Word family with a nonderivative onym in the internet discourse system. Russian language at school. 2025;86(5):88-98. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-5-88-98