Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Прием какографии при обучении орфографии: опыт европейской педагогики

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-4-37-48

Аннотация

В статье с применением критико-аналитического, описательного, сравнительного и обзорного методов рассматривается история и развитие приема какографии в европейской педагогике: возникновение слова cacographie во французском языке в XVII в. для обозначения неправильного написания (при переходе от рукописной традиции к типографской), появление производного значения в методике в 1803 г. и формирование какографии как одного из обучающих педагогических инструментов. Актуальность статьи определяется необходимостью понимания причин возникновения этого дидактического приема, его развития на протяжении длительного времени и различной рецепции в разных странах (Нидерланды, Германия, Россия, Польша, США, Англия). Этот вид упражнения был заимствован немецкими учителями, однако к середине XIX в. уступил место диктанту: причинами его повсеместного внедрения служили изменения в политико-идеологической и государственной сфере в Пруссии после революционных 1840-х гг. в Европе. В Англии и США прием какографии не нашел поддержки. В 1970-е гг. применение этого вспомогательного способа обучения орфографии обсуждалось в Польше, однако и там он не закрепился. В настоящее время данный прием обучения письму используется в России и во Франции, в которой с применением какографии созданы специальные сайты – Le projet de Voltaire (https://www.projetvoltaire.fr) и Orthodidacte (https://www.orthodidacte.com). Критика результативности этих сайтов основана на недостаточном внимании разработчиков к научно-теоретическим основам лингвистики. Изложенная в статье историография и критико-аналитический анализ приема какографии позволяют объективно относиться к нему и понимать широкий социально-политический и педагогический контекст его применения.

Об авторе

А. В. Зеленин
Независимый исследователь
Россия

Александр Васильевич Зеленин, доктор филологических наук, независимый исследователь 

г. Санкт-Петербург 



Список литературы

1. Иванов А. В. Уроки для практических упражнений в русской грамматике. СПб.: в типографии И. Бенкена и А. Лыткина, 1834. 42 с.

2. Перевлесский П. М. Практическая орфография с предварительными к ней замечаниями, составленная Петром Перевлесским, старшим учителем Ярославской гимназии. М.: Университетская типография, 1842. 232 с.

3. Петяев Н. А. Становление и развитие европейского образования: от Прусской системы до концепции глобального сетевого и опережающего образования в дискурсе постнеклассической методологии // Философия науки и техники. 2019. Т. 24, № 2. С. 124–136. https://doi. org/10.21146/2413-9084-2019-24-2-124-136.

4. Apel H. J., Klöckler M. Schulwirklichkeit in Rheinpreußen, Analysen und neue Dokumente zur Modernisierung des Bildungswesens in der ersten Hälfte des 19. Jahrhunderts. Köln [u.a.]: Böhlau, 1986. 769 s.

5. Barndt P. Preußen: Zur Sozialgeschichte eines Staates, bearbeitet. Wiesbaden: Eduversum GmbH, 1981. 357 s.

6. Baumgarten J. C. F. Orthographische Vorlegeblätter und Uebungsstücke. Ein Hülfsmittel zur Erleichterung und Beförderung des Unterrichts in der Rechtschreibung und des Gebrauchs des Genitiv’s … auch für die untern Klassen höherer Schulen brauchbar. Leipzig, bey Barth, 1810. 138 s.

7. Bearcroft W. Practical orthography, or, The art of teaching spelling by writing: containing an improved method of dictating: with exercises for practice: and collections of words of difficult, irregular and variable spelling… New-York: Mahlon Day, 1828. 347 p.

8. Benzitoun Ch. Remise à niveau en orthographe: la faute à Voltaire? // Le français aujourd’hui. № 223 (2023/4). P. 99–108 [Электронный ресурс]. URL: http://www.revues.armand-colin.com/lettres- langues/francais-aujourdhui/francais-aujourdhui-­ no223-42023/projet-voltaire-est-il-hauteur-ses- promesses (дата обращения: 04.11.2024).

9. Boinvillier J.-É.-J. F. Cacographie ou Recueil de phrases dans lesquelles on a violé à dessein l’orthographe des mots: Les Régles Des Participes Et Les Lois de la Ponctuation. 4e edition, 1822 [Электронный ресурс]. URL: https://gallica.bnf. fr/ark:/12148/bpt6k6142225p.texteImage (дата обращения: 21.08.2024).

10. Bransiet M., Constantin L. Nouvelle cacographie, dont les exemples sont tirés tant de l’Écriture sainte que des saints pères et autres bons auteurs. Paris: chez l’auteur, 1829 [Электронный ресурс]. URL: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k6138233t.texteImage (дата обращения: 04.11.2024).

11. Chervel A. Histoire de l’enseignement du français du XVIIe au XXe siècle. Paris: Retz, 2006. 831 p. 12. Fix M. Geschichte und Praxis des Diktats im Rechtschreibunterricht. Lang: Frankfurt/M., 1984. 459 s.

12. Fix M. Titel, Funktionen des Diktats und Diktatkritik // Grundschule. 2004. Vol. 36, № 1. S. 8–10.

13. Friedrich F. Kakographie im 19. Jahrhundert. Eine Kritik gebräuchlicher Schreibungen im allgemeinen, und der deutschen Orthographie im besonderen, mit Beifügung eines, auf Grundlage der Thematik construirten Alphabets zur Transcription fremder Aussprachen. Zürich: Cäsar Schmidt, 1889. 41 s.

14. Garnier H. Projet Voltaire ou comment remettre à niveau les étudiants en orthographe. Retour d’expérience du département R&T de l’IUT Nancy-Brabois // J3eA, Journal sur l’enseignement des sciences et technologies de l’information et des systèmes. 2010. Vol. 9. № 0021. https://doi.org/10.1051/j3ea/2010030.

15. Girard G. Ueber den regelmässigen Unterricht in der Muttersprache für Schule und Haus. Eine von der französischen Akademie gekrönte Preisschrift, von Pater Gregorius Girard, gewesenem Vorsteher der französischen Schule zu Freiburg in der Schweiz, Professor der Philosophie im Franziskanerkloster daselbst. Deutsch herausgegeben von K. R. Pabst, Lehrer und Direktor am Progymnasium in Biel. Verlag von Jent & Boltshauser, 1846. 399 s.

16. Ippel J. W. L. F. Cacographie [Kakographie] der deutschen Sprache, oder Fehlerhafte Aufgaben, in systematischer Ordnung; mit grammatischen Anweisungen. Für Schul- u. Privat-Unterricht. Amsterdam: Diederichs, 1831.

17. Kaczmarek L. Korelacyjna klasyfikacja zaburzeń słownego i pisemnego porozumiewania się // Logopedia. 1977. T. 12. S. 5–13.

18. Kaczmarek L. Rewalidacja dzieci i młodzieży z zaburzeniami mowy // Pedagogika rewalidacyjna. Red. A. Hulek. Warszawa: PWN, 1980. S. 270–302.

19. Link J.-W. Reformpädagogik im historischen Überblick // Handbuch Bildungsreform und Reformpädagogik, 2018. S. 15–30.

20. Lulofs B. H. Kakographie, of Opstellen met deze en gene feilen in taal en ftijl, benevens eenige taalkundige aanteekeningen, ten gebruike bij Akademifche en foortgelijke lesfen. Te Groningen, bij J. Oomkens, 1841. 184 s.

21. Martineau S., Buysse A. Rousseau et l’éducation: apports et tensions // Phronesis. 2016. Vol. 5. № 2. P. 14–22. https://doi.org/10.7202/1038136ar.

22. Munier F. Cacographie méthodique. Metz, 1820. 158 p. 24. Pallanti L. Enjeux didactiques de l’ e-learning de l’orthographe du français: les plateformes Projet Voltaire et Orthodidacte // SHS Web of Conferences. 2022. Vol. 143, № 02008. https://doi.org/10.1051/shsconf/202214302008.

23. Pollet M. Élemens d’orthographe ou méthode pour apprendre cette science parfaitement et en très-peu de temps sans être obligé de prendre un maî- tre. Paris, 1787. 268 p.

24. Poole J. The Village School Improved, Or, the New System of Education Practically Explained, and Adapted to the Case of Country Parishes, Etc. London, 1813. 129 p.

25. Schütze S. Das preußische Regulativ für den Seminarunterricht von 1854 – Standards für die Lehrerbildung // DDS – Die Deutsche Schule. 2014. Vol. 106, № 4. S. 324–343 [Электронный ресурс]. URL: https://www.waxmann.com/index.php?eID=­download&id_artikel=ART101533&uid=frei (дата обращения: 08.08.2024).

26. Stevens L. M. Naar een meer geïntegreerde benadering van leerstoornissen met bijzondere aandacht voor het motivationele aspect // Gewoon, Ongewoon, Buitengewoon. Opstellen over Leerproblemen. Bon, W. H. J. van, Lieshout, E. C. D.M. van & Bakker, J. T. A. Rotterdam: Lemniscaat, 1994. S. 275–292.

27. Tellier Le C. [в оригинале: Сh.-C. Letellier] Nouvelle cacographie, ou Exercices sur les participes et les principales difficultés de la langue françoise; suivis d’un choix de sujets de lettres et de compositions propres a former le style et le jugement des élèves. Paris, 1823 [Электронный ресурс]. URL: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k63239720 (дата обращения: 04.11.2024).


Рецензия

Для цитирования:


Зеленин А.В. Прием какографии при обучении орфографии: опыт европейской педагогики. Русский язык в школе. 2025;86(4):37-48. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-4-37-48

For citation:


Zelenin A.V. Cacography in teaching orthography: European pedagogy experience. Russian language at school. 2025;86(4):37-48. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-4-37-48

Просмотров: 152


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)