Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Исследование лингвокультурологического поля как современная лингвометодическая технология

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-4-7-17

Аннотация

Статья посвящена проблеме моделирования фрагмента языковой картины мира обучающихся старших классов, формирования их языковой личности на уроках русского языка в процессе применения инновационной образовательной технологии – исследования лингвокультурологического поля «победа». В работе использовался метод анализа научных источников, метод научного обобщения, анкетирование обучающихся X–XI классов, контент-анализ публикуемых сочинений старшеклассников. Авторы выявляют научный потенциал понятия «лингвокультурологическое поле» в лингвистике, лингвокультурологии и лингвометодике и обосновывают исследование лингвокультурологического поля в качестве современной лингвометодической технологии, способствующей формированию всех уровней языковой личности обучающегося (вербально-семантического, когнитивного, мотивационно-прагматического) и подразумевающей определенный алгоритм учебной деятельности (определяемый уровнями языковой личности), обеспеченной современными методическими приемами. Возможности исследования лингвокультурологического поля как современной образовательной лингвометодической технологии авторы иллюстрируют результатами работы с лингвокультуремой победа. Результаты анкетирования учащихся и контент-анализа сочинений старшеклассников показали, что лингвокультурологическое поле «победа» значимо в их языковой картине мира, что победа является ценностной доминантой в картине мира современных молодых россиян.

Об авторах

О. Н. Левушкина
Московский педагогический государственный университет
Россия

Ольга Николаевна Левушкина, доктор педагогических наук, профессор 

г. Москва 



И. И. Шеляпина
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 9» городского округа Электросталь Московской области
Россия

Ирина Игоревна Шеляпина, кандидат педагогических наук, директор 



Список литературы

1. Аксиологические приоритеты в современной лингвометодике: монография / А. Д. Дейкина, Г. М. Кулаева, О. Н. Левушкина и др.; науч. ред. А. Д. Дейкина; ред. и сост.: О. Н. Левушкина, В. Д. Янченко [Электронное издание сетевого распространения]. М.: МПГУ, 2025. 214 с.

2. Воробьев В. В. Лингвокультурология: Теория и методы. М.: Изд-во РУДН, 1997. 331 с.

3. Дейкина А. Д. Аксиологическая методика преподавания русского языка: монография. М.: МПГУ, 2019. 210 с.

4. Дейкина А. Д., Левушкина О. Н. Методический потенциал лингвокультурологических характеристик текста в школьном обучении русскому языку // Русский язык в школе. 2014. № 4. С. 12–18.

5. Дейкина А. Д., Скрябина О. А. Аксиологичность лингвистического знания в методическом освещении // Профессорский журнал. Серия: Русский язык и литература. 2023. № 3. С. 36–43. https://doi.org/10.18572/2687-0339-2023-3-36-43.

6. Зубарева Е. О., Шустова С. В., Исаева Е. В. Концептуальное поле в современной лингвистической парадигме // Евразийский гуманитарный журнал. 2019. № 3. С. 17–26.

7. Левушкина О. Н. Лингвокультурологический анализ как основа ценностно ориентированного урока русского языка // Русский язык в школе. 2023. Т. 84, № 3. С. 7–16. https://doi. org/10.30515/0131-6141-2023-84-3-7-16.

8. Маклакова Е. А. О понятии лингвокультурологической специфики значения слова // Текст – дискурс – картина мира: межвузовский сборник научных трудов. Вып. 7 / науч. ред. О. Н. Чарыкова. Воронеж: Истоки, 2011. С. 3–9.

9. Маслова В. А, Бактикиреева У. М. Лингвокультурологический анализ: учебник для вузов. М.: Юрайт, 2023. 245 с. [Электронный ресурс]. URL: https://urait.ru/bcode/520472 (дата обращения: 01.03.2023).

10. Мишатина Н. Л. Методическая лингвоконцептология и ее терминосистема // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2018. № 188. С. 153–164.

11. Мишатина Н. Л. Методическая лингвоконцептология: новые идеи и антропопрактики: монография / предисловие С. Г. Воркачева. СПб.: Книжный дом, 2022. 304 с.

12. Потапова О. Е. Вербальная репрезентация концепта. Лексико-семантическое поле как фрагмент языковой картины мира (на материале ЛСП «море»): монография. Чебоксары: Среда, 2020. 164 с.

13. Стернин И. А. Лексическое значение слова в речи. Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1985. 170 с.

14. ХайруллинаР. Х.,ВоробьевВ. В.Лингвокультурологическое поле как единство языка и культуры // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 4(106). Часть 4. Апрель. С. 78–80. https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.106.4.119.


Рецензия

Для цитирования:


Левушкина О.Н., Шеляпина И.И. Исследование лингвокультурологического поля как современная лингвометодическая технология. Русский язык в школе. 2025;86(4):7-17. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-4-7-17

For citation:


Levushkina O.N., Shelyapina I.I. A study of the linguocultural field as a modern linguo-methodological technology. Russian language at school. 2025;86(4):7-17. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-4-7-17

Просмотров: 56


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)