Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Аксиологическое измерение концепта «Россия» в ситуации самоидентификации личности (по данным ценностных суждений студентов-луганчан, 2017–2023 гг.)

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-2-114-124

Аннотация

Настоящее исследование посвящено изучению аксиологических аспектов российской самоидентификации студентов Луганского государственного педагогического университета вопреки дерусификации региона при украинской власти. Основная задача – выявление значимых ценностных позиций и способов их вербализации в оценочных высказываниях студентов в рамках рефлексивно-оценочного дискурса. В ходе исследования проведено анкетирование, что позволило собрать материал для последующего анализа. Использованы методы фреймового моделирования, контент-анализа и интерпретативного подхода, которые помогают определить сущностные параметры идентификации студентов с российской культурой и русским языком. Результаты показывают, что ключевые аксиологические компоненты обусловлены историческими и культурными факторами, важными для коллективной и личной идентичности. Установлено, что межпоколенческая историческая и культурная память и личная эмпатия играют важную роль в оценочных суждениях, усиливая эмоциональную связь с такими концептами, как «Родина» и «Патриотизм». Исследование демонстрирует, что в условиях политической и культурной трансформации лингвоаксиология может служить важным инструментом для понимания динамики идентичностей и построения стратегий в межкультурном контексте. 

Об авторах

Л. Г. Викулова
Московский городской педагогический университет
Россия

Лариса Георгиевна Викулова, доктор филологических наук, профессор

 г. Москва



Е. Ф. Серебренникова
Иркутский государственный университет
Россия

Евгения Федоровна Серебренникова, доктор
филологических наук, профессор

г. Иркутск



И. М. Петрова
Московский городской педагогический университет
Россия

Инна Михайловна Петрова, доктор филологических наук, доцент

 г. Москва



И. А. Соболева
Луганский государственный педагогический университет
Россия

Ирина Александровна Соболева, кандидат
филологических наук, доцент

г. Луганск



Список литературы

1. Алешина Л. М., Лыткина О. И. Лингвокультурема «кухня» в современном русском языке // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К.Аммосова. 2020. № 3. С. 35–41. https://doi.org/10.25587/j8661-9586-0962-d.

2. Бурдье П. Социология социального пространства / пер. с франц.; отв. ред. перевода Н. А. Шматко. М.; СПб., 2007 [Электронный ресурс]. URL: https://moshist.ru/upload/files/20142015/rider/Burde_P._Sots_prostranstvo.pdf (дата обращения: 12.11.2024).

3. Викулова Л. Г., Петрова И. М., Самородин Г. В. Концептосфера лексем свой, чужой, иной в русском языке (опыт корпусного исследования) // Русский язык в школе. 2024. Т. 85, № 6. С. 77–86. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-6-77-86.

4. Викулова Л. Г., Серебренникова Е. Ф. Ценностные суждения о Франции как отражение национальной аксиосферы // Язык и мысль: традиции и новые парадигмы в лингвистике и лингводидактике: сб. науч. тр. Международной конференции, 18–20 сентября 2007 года / отв. ред. О. С. Егорова, Л. А. Становая. Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2007. С. 304–311.

5. Демьянков В. З. Предвидеть и предсказать: дискурс о предзнании и прекогниции // Когнитивные исследования языка. 2020. № 2(41). С. 67–73.

6. Загрязкина Т. Ю. Антропология пространства (на франкоязычном материале) // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2012. № 4. С. 9–29.

7. Замятин Д. Н. Культура и пространство: моделирование географических образов. М.: Знак, 2006. 488 с.

8. Лось А. Л. Средства выражения эмпатии в языке // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 10(40): в 3 ч. Ч. 1. С. 131–135.

9. Наумов А. О. «Цветные революции» на постсоветском пространстве: взгляд десять лет спустя // Государственное управление. Электронный вестник. 2014. № 45. С. 148–178. 10. Нацификация и дерусификация. Как менялась украинская система образования [Электронный ресурс]. URL: https://www.sonar2050.org/storage (дата обращения: 12.11.2024).

10. Петрова И. М., Викулова Л. Г. Семиозис иконичности в естественном языке (на материале эргонимов города Москвы) // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. 2023. Т. 20, № 2. С. 38–44. https://doi.org/10.14529/ling230206.

11. Разливинская Н. А., Тивьяева И. В. Коммеморативные практики в дискурсивном пространстве города: историко-политический аспект // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2021. № 4. С. 104–113. https:// doi.org/10.29025/2079-6021-2021-4-104-113.

12. Рикёр П. Я-сам как Другой. М.: Изд-во гуманитарной литературы, 2008. 416 с.

13. Серебренникова Е. Ф., Викулова Л. Г. Городское пространство как новая коммуникативная среда эпохи глобализации // Языковая политика и языковые конфликты в современном мире. М.: Тезаурус, 2014. С. 302–309.

14. Тарасов Е. Ф. Методологические основания построения теории «язык и личность» // Метафизика. 2023. № 3(49). С. 118–128. https://doi.org/10.22363/2224-7580-2023-3-118-128.

15. Хамраева Е. А., Гусев А. В. Лингводидактические условия создания речевой среды в семье и школе как способ сохранения родного языка // Мир русского слова. 2020. № 4. C. 105– 110.


Рецензия

Для цитирования:


Викулова Л.Г., Серебренникова Е.Ф., Петрова И.М., Соболева И.А. Аксиологическое измерение концепта «Россия» в ситуации самоидентификации личности (по данным ценностных суждений студентов-луганчан, 2017–2023 гг.). Русский язык в школе. 2025;86(2):114-124. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-2-114-124

For citation:


Vikulova L.G., Serebrennikova E.F., Petrova I.M., Soboleva I.A. Axiological dimension of the concept of "Russia" in the context of personal self-sdentification (based on value judgments of students from Luhansk, 2017–2023). Russian language at school. 2025;86(2):114-124. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-2-114-124

Просмотров: 170


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)