Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Категория лица и семантика вводно-эмотивных слов (на примере вводных слов к удивлению, к сожалению, к несчастью)

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-2-63-73

Аннотация

В статье рассматриваются семантические возможности синтаксической категории лица в составе вводных конструкций, вербализующих эмотивный модус. В результате сравнительного анализа трех вводных слов, образованных на базе субстантивной формы к + Дат. падеж (к удивлению, к сожалению, к несчастью), устанавливается зависимость их сочетаемостных свойств от семантических особенностей: 1) от их семантической гибридности (наличия в семантике не только модусной, но и диктальной составляющей); 2) от семантической разновидности модусной составляющей (собственно-эмотивной, эмотивно-речевой и эмотивно-оценочной). В статье представлен анализ данных Национального корпуса русского языка, а также речевого материала интернет-ресурсов, свидетельствующий о разном семантико-синтаксическом и функционально-текстовом потенциале указанных вводных слов. Количественный анализ сопровождается текстовым анализом и семантико-прагматической интерпретацией. При исследовании материала основное внимание уделяется наличию/отсутствию средств лично-субъектной характеристики рассматриваемых вводно-эмотивных слов; выявляется количественное соотношение 1-го и 3-го лица, обнаруживается и обосновывается прагматически нехарактерность 2-го лица субъекта, сравниваются имплицитный и эксплицитный способы представления субъекта, устанавливается разная значимость имплицитного способа для каждого из трех вводных слов. Появление 2-го лица интерпретируется как особая речевая тактика, имеющая следствием нарушение нормы речевого этикета. В статье представлен анализ примеров из текстов разной стилистической принадлежности, что позволило увидеть текстовую функцию категории лица при вводноэмотивных словоформах – предъявлять разные варианты соотношения между субъектом состояния и субъектом речи: от совпадения до дистанцированности (в том числе и по линии времени). 

Об авторах

Е. Н. Никитина
Федеральный исследовательский центр «Информатика и управление», Российская академия наук
Россия

Елена Николаевна Никитина, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник

г. Москва



Н. К. Онипенко
Институт русского языка имени В. В. Виноградова, Российская академия наук
Россия

Надежда Константиновна Онипенко, кандидат
филологических наук, ведущий научный сотрудник

г. Москва



Список литературы

1. Виноградов В. В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). М.: Русский язык, 2001. 718 с.

2. Виноградов В. В. Стиль Пушкина. М.: Изд-во художественной литературы, 1941. 622 с.

3. Грамматика русского языка: в 2 т. Т. II, ч. 2. М.: Изд-во АН СССР, 1954. 444 с.

4. Жукова Т. А. Анализ эмотивных вводных слов и сочетаний в современной русской прозе с целью их актуализации в речи китайских студентов // Филология: научные исследования. 2019. № 1. С. 196–203. http://doi.org/10.7256/2454-0749.2019.1.29258.

5. Золотова Г. А. Вводно-модальные слова в предложении и в тексте // Ceskoslovenska rusistika. XXVIII. 1983. № 5. С. 207–213.

6. Золотова Г. А., Онипенко Н. К., Сидорова М. Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. М.: ИРЯ РАН, 2004. 541 с.

7. Кустова Г. И. Семантические эффекты времени во вводных конструкциях с ментальными глаголами // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии: по материалам ежегодной международной конференции «Диалог-2020». Вып. 19(26). Москва, 17–20 июня 2020 г. М.: РГГУ, 2020. С. 483–499. http://doi.org/10.28995/2075-7182-2020-19-485-499.

8. Онипенко Н. К. Основные положения коммуникативной грамматики русского языка. М.: Книгодел, МГПУ, 2019. 315 с.

9. Падучева Е. В. Вводные глаголы: речевой и нарративный режим интерпретации //Вереница литер. К 60-летию В. М. Живова. М.: Языки славянской культуры, 2006. С. 498–515.

10. Падучева Е. В. Семантические исследования. Семантика времени и вида в русском языке. Семантика нарратива. М.: Языки славянской культуры, 1996. 464 с.

11. Падучева Е. В. Эгоцентрические единицы языка. М.: ЯСК, 2018. 440 с.


Рецензия

Для цитирования:


Никитина Е.Н., Онипенко Н.К. Категория лица и семантика вводно-эмотивных слов (на примере вводных слов к удивлению, к сожалению, к несчастью). Русский язык в школе. 2025;86(2):63-73. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-2-63-73

For citation:


Nikitina E.N., Onipenko N.K. Category of person and the semantics of emotive parentheses (on the example of the parenthetical phrases k udivleniyu, k sozhaleniyu, k neschast’yu / English surprisingly, regrettably, unfortunately). Russian language at school. 2025;86(2):63-73. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-2-63-73

Просмотров: 227


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)