Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Живое слово – ключ к диалогу и взаимопониманию (к 100-летию со дня рождения профессора Т. А. Ладыженской)

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-2-36-42

Аннотация

Статья посвящена характеристике научного наследия профессора Т. А. Ладыженской (05.04.1925 – 22.11.2017), выдающегося российского методиста, доктора педагогических наук, профессора, автора учебников для школы и вуза, основателя кафедры риторики и культуры речи МПГУ (МГПИ), главы научной школы «Риторика общения». Использованы теоретические методы исследования: анализ и сопоставительный анализ научной литературы по методике преподавания русского языка, методике развития речи. В статье рассматриваются основные аспекты разработанной Т. А. Ладыженской методики развития устной речи учащихся и обучения сочинению, подчеркивается принцип системности и последовательности как концептуальная основа формирования коммуникативно-речевых умений учащихся. Раскрываются ведущие положения разработанного Т. А. Ладыженской курса школьной и вузовской риторики, понимаемой ученым как лингвистика речи. Особо выделен аксиологический аспект риторики, ее воспитательный потенциал, охарактеризованы нравственно-риторические идеи, составляющие основу курса риторики. Подчеркнута актуальность методического наследия Т. А. Ладыженской для решения задач, которые стоят сегодня перед учителем русского языка. 

Об авторах

Е. Л. Ерохина
Московский педагогический государственный университет
Россия

Елена Ленвладовна Ерохина, доктор филологических наук, профессор

г. Москва



З. И. Курцева
Московский педагогический государственный университет
Россия

Зоя Ивановна Курцева, доктор филологических
наук, профессор

г. Москва



Список литературы

1. Ладыженская Н. В., Ладыженская Т. А. Риторика как инновационный предмет школьного образования // Русский язык в школе. 2008. № 7. С. 3–6. [Ладыженская 2008].

2. Ладыженская Т. А. Риторика как учебный предмет в начальной школе // Дидакт. 1997. № 6(21). С. 27– 38.

3. Ладыженская Т. А. Система обучения сочинениям в V–VIII классах: методические рекомендации. М.: Просвещение, 1967. 312 с.

4. Ладыженская Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. М.: Педагогика, 1974. 255 с.

5. Ладыженская Т. А. Школьная риторика будущего (В ХХI веке) // Дидакт. 2000. № 2. С. 25–32.

6. Ладыженская Т. А., Ладыженская Н. В. Риторика и проблемы воспитания // Начальная школа плюс До и После. 2004. № 2. С. 4–6.

7. Ладыженская Т. А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения. М.: Просвещение, 1986. 124 с.


Рецензия

Для цитирования:


Ерохина Е.Л., Курцева З.И. Живое слово – ключ к диалогу и взаимопониманию (к 100-летию со дня рождения профессора Т. А. Ладыженской). Русский язык в школе. 2025;86(2):36-42. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-2-36-42

For citation:


Erokhina E.L., Kurtseva Z.I. The living word: The key to dialogue and mutual understanding (to the 100th anniversary of the birth of Professor T. A. Ladyzhenskaya). Russian language at school. 2025;86(2):36-42. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-2-36-42

Просмотров: 197


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)