

Историко-лингвистический анализ фактов русского языка на современном этапе филологического образования
https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-2-19-29
Аннотация
Общественно-исторические перемены, происходящие в России в последние десятилетия, обусловливают особый интерес к истории отечественного языка и актуализируют сравнительно-исторический метод в его преподавании. Цель исследования – определить основные направления совершенствования историко-лингвистического анализа фактов русского языка и предложить способы их реализации. Методы исследования: анализ научно-методической литературы; обобщение опыта учителей-словесников и преподавателей высшей школы; анализ олимпиадных работ по истории русского языка студентов-филологов и учащихся VI–XI классов; сравнительно-исторический метод с приемами внешней и внутренней реконструкции, этимологического анализа, культурно-исторической интерпретации и диалектографии. Установлено, что в основе совершенствования историко-лингвистических исследований лежит расширение аналитической базы за счет привлечения разноисточникового материала. Определены основные направления развития историко-лингвистического анализа в школе и в вузе: системная репрезентация языковых фактов и явлений в ходе исторического анализа и использование фактического материала из ранних источников в качестве инструмента для более глубокого осмысления языковых фактов и явлений. Предложены конкретные типы заданий, а также образцы их выполнения. Сделан вывод о том, что представленные направления совершенствования историко-лингвистического анализа фактов русского языка обеспечивают аксиологичность и фундаментальность филологического образования.
Об авторах
С. В. КезинаРоссия
Светлана Владимировна Кезина, доктор филологических наук, доцент, профессор
г. Пенза
И. Г. Родионова
Россия
Инесса Геннадьевна Родионова, доктор филологических наук, доцент, заведующий кафедрой
«Русский язык и методика преподавания русского языка»
г. Пенза
Список литературы
1. Бабулевич С. Н., Кузенная Т. Ф. Историко-лингвистическое комментирование в контексте обучения русскому языку в школе // Вестник Минского университета. 2018. Т. 6, № 1. С. 7. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-1-7.
2. Белоконева Н. Н. Спецкурс «Возможности исторического комментирования на уроках русского языка» // Русский язык в школе. 1994. № 4. С. 86–88.
3. Буслаев Ф. И. Преподавание отечественного языка. М.: Просвещение, 1992. 512 с.
4. Глинкина Л. А., Чередниченко А. П. Историко-лингвистический комментарий фактов современного русского языка: сб. табл., упражнений, материалов. М.: Флинта: Наука, 2005. 208 с.
5. Гридина Т. А., Коновалова Н. И. Исторический комментарий фактов русского языка: учебное пособие. Екатеринбург: УрГПУ, 2020. 155 с.
6. Иванов В. В., Потиха З. А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе: пособие для учителя. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1985. 160 с.
7. Пелихов Д. А. Элементы сравнительно-исторического метода на уроках русского языка // Филологический класс. 2011. № 25. С. 75–78.
8. Стефанский Е. Е. Как сделать уроки русского языка уроками лингвистики? // Мир русского слова. 2001. № 2. С. 50–53.
Рецензия
Для цитирования:
Кезина С.В., Родионова И.Г. Историко-лингвистический анализ фактов русского языка на современном этапе филологического образования. Русский язык в школе. 2025;86(2):19-29. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-2-19-29
For citation:
Kezina S.V., Rodionova I.G. Historical linguistic analysis of Russian language facts at the present stage of philological education. Russian language at school. 2025;86(2):19-29. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-2-19-29