

Потенциал работы с литературной цитатой на уроках русского языка
https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-2-7-18
Аннотация
В статье рассматриваются возможности работы с литературной цитатой на уроках русского языка в школе. Актуальность исследования обусловлена необходимостью расширения методических средств обучения русскому языку. Одним из таких средств является литературная цитата, обладающая богатым методическим потенциалом. Цель исследования – определить и описать приемы работы с литературной цитатой на уроках русского языка, направленные на обогащение интертекстуального тезауруса учащихся основной и средней школы. Материалами исследования послужили данные комплексного опроса, проведенного среди студентов РГПУ им. А. И. Герцена, а также результаты анализа учебника по русскому языку, включенного в федеральный перечень учебников 2023–2024 г., и федеральных рабочих программ по русскому языку для основного общего и среднего общего образования. В статье обобщены и раскрыты функции литературной цитаты в процессе языкового образования и речевого развития школьника, описаны принципы, этапы и особенности работы с литературной цитатой на уроках русского языка. На примере работы с цитатами русских писателей показаны различные типы заданий. Предлагаемые упражнения вариативны, имеют как репродуктивный, так и продуктивный характер и рассчитаны на разный уровень подготовки учащихся. Проведенное исследование позволяет говорить о том, что литературная цитата является одним из важных инструментов развития и оценки языковой личности. Системно выстроенная и целенаправленная работа с цитатой на уроках русского языка позволяет актуализировать ряд значимых умений и компетенций учащихся: расширять свой словарный запас и набор приемов выразительности; понимать интертекст и его роль в речевом произведении; интерпретировать высказывание, извлеченное из текста.
Ключевые слова
Об авторах
А. И. ДуневРоссия
Алексей Иванович Дунев, кандидат филологических наук, доцент
г. Санкт-Петербург
Е. В. Парышева
Россия
Екатерина Викторовна Парышева, кандидат
филологических наук, ассистент
г. Санкт-Петербург
Список литературы
1. Богданова Е. С. Обучение правилам цитирования на уроках русского языка в старших классах // Русский язык в школе. 2017. № 2. С. 28–32.
2. Гац И. Ю. Лингвистическое образование школьников в современной языковой ситуации: монография. М.: Изд-во МГОУ, 2012. 200 с.
3. Дейкина А. Д., Левушкина О. Н., Борисова К. М. Понятие текстовая деятельность в методике обучения русскому языку // Наука и школа. 2023. № 1. С. 162–171. https://doi. org/10.31862/1819-463X-2023-1-162-171.
4. Дреева Д. М. Цитата как знак интертекста // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2008. № 10. С. 85–90.
5. Дунев А. И. Цикады цитат. Цитатный минимум школьника. Словарь-справочник. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2022. 160 с.
6. Дунев А. И., Ядровская Е. Р. Прецедентные феномены, цитаты и интерпертационная деятельность школьника // Прецедентика в тезаурусе языковой личности: кол. монография / под ред. В. А. Ефремова. СПб.: ООО «Виктория плюс», 2023. С. 111–122.
7. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. 7-е изд. М.: Изд-во ЛКИ, 2010. 264 с.
8. Купина Н. А. Прецедентный фонд русской культуры и языковая личность школьника // Филологический класс. 2021. Т. 26, № 4. С. 230– 240. https://doi.org/10.51762/1FK-2021-26-04-20.
9. Левушкина О. Н. Лингвокультурологическая характеристика – технология раскодирования культурных смыслов в процессе обучения языку // Проблемы современного образования. 2024. № 1. С. 265–274. https://doi.org/10.31862/2218-8711-2024-1-265-274.
10. Парышева Е. В. Методические аспекты использования цитаты в современных учебниках русского языка // Русский язык в школе. 2024. Т. 85, № 2. С. 18–27. https://doi.org/10.30515/0131--6141-2024-85-2-18-27.
11. Пахнова Т. М. «Встретить свой родной язык как друга, нужно… искать этой встречи» (Тексты М. М. Пришвина и о Пришвине на уроках русского языка) // Русский язык в школе. 2018. Т. 79, № 2. С. 27–31. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2018-79-2-27-31.
12. Рагимова Ф. С. Канонический способ актуализации прецедентного высказывания // Вестник Кемеровского государственного университета. 2008. № 1. С. 45–50.
13. Шеляпина И. И. Текст-импульс в современной текстоориентированной образовательной парадигме // Наука и школа. 2020. № 3. С. 148–155. https://doi.org/10.31862/1819-463X-2020-3-148155.
14. Юсупова З. Ф. Художественный текст как единица культуры: лингвометодический аспект // Филология и культура. 2014. № 4(38). С. 229–234.
15. Ядровская Е. Р., Дунев А. И. Феномен русскоязычной цитаты: к проблеме методического исследования // Русистика. 2024. Т. 22, № 2. C. 190–207. https://doi.org/10.22363/2618-81632024-22-2-190-207.
Рецензия
Для цитирования:
Дунев А.И., Парышева Е.В. Потенциал работы с литературной цитатой на уроках русского языка. Русский язык в школе. 2025;86(2):7-18. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-2-7-18
For citation:
Dunev A.I., Parysheva E.V. Potential of working with literary quotations in Russian language lessons. Russian language at school. 2025;86(2):7-18. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-2-7-18