Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

М. А. Рыбникова: работа над языком художественного произведения (к 140летию со дня рождения)

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-1-40-48

Аннотация

Несмотря на то что имя Марии Александровны Рыбниковой (1885–1942) стало знаковым для методической науки, ее ранние работы, в первую очередь «Работа словесника в школе» и «Книга о языке», практически не известны учителю-словеснику. Между тем именно в них описана методика работы над языком художественного произведения, которую М. А. Рыбникова считала важнейшей частью своей методической системы. В статье на основании контент-анализа этих источников показано, как методист обосновывала свой тезис «против изучения истории литературы в школе – и за пристальное изучение автора» и как выстраивала наблюдение над языком на уроках литературы, делая это как попутно, по ходу изучения произведения, так и предлагая ученикам выполнять определенные задания. В статье описаны три группы специальных стилистических упражнений, разработанных М. А. Рыбниковой. На примере работы с эпитетом, предложенной в «Книге о языке», показано, как эти упражнения складывались в систему работы с художественным тропом. Отмечается, что работа над языком произведений в том виде, как ее предлагала выстраивать М. А. Рыбникова, подвергалась резкой критике, однако сама методист и при разработке программ 1930-х гг., созданных на принципиально иных методологических основаниях, чем программы 1920-х гг., стремилась убедить учителей в том, что на уроке литературы внимание к языку как плоти текста должно быть самым пристальным. Как это можно воплотить на практике, она показывает в одной из глав «Очерков по методике литературного в чтения», где определяет тематические комплексы обогащения словаря школьников по годам обучения. Методические приемы языкового анализа текста на уроках литературы обогащают методический инструментарий современного словесника, их использование будет эффективным как для речевого, так и для литературного развития учащихся.

Об авторе

Е. С. Романичева
Московский государственный педагогический университет
Россия

Елена Станиславовна Романичева, кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик МГПУ, Заслуженный учитель РФ

г. Москва



Список литературы

1. Зеленецкий А. А. Эпитеты литературной русской речи. Ч. 1. М.: т-во скоропеч. А. А. Левенсон, 1913.

2. И. К. и Р. Д. Как мы будем работать над повестью «Дети подземелья» // Литература в школе. 1940. № 3. С. 99–101.

3. Мария Александровна Рыбникова: к 110-летию со дня рождения. Тезисы докладов, прочитанных на научной конференции 10 ноября 1995 / сост. М. Т. Баранов. М.: МГПУ им. В. И. Ленина, 1996. 39 с.

4. Научно-методическое наследие и современное литературное образование: материалы международной научно-практической конференции 19–20 марта 2015 г. / отв. ред. В. Ф. Чертов. М.: Экон-Информ, 2016. 168 с.

5. Рез З. Я., Станчек Н. А. Методическое наследие М. А. Рыбниковой // Литература в школе. 1984. № 6. С. 15–24.

6. Романичева Е. С. «За немотой идет глухота » к тексту и... преодолевается в школьных творческих сочинениях (по страницам статьи М. А. Рыбниковой «От маленького писателя – к большому читателю») // Детские чтения. 2023. Т. 23, № 1. С. 193–213. https://doi.org/10.31860/2304-5817-2023-1-23-193-213.

7. Роткович Я. О методической системе М. А. Рыбниковой // Литература и язык в политехнической школе. 1932. № 1. С. 29–38.

8. Рыбникова М. А. Изучение родного языка: (Заметки и задачи). [Мн.]: Гос. изд-во, 1921.

9. Рыбникова М. А. Как же следует работать над рассказом Короленко? // Литература в школе. 1940. № 3. С. 102–104.

10. Рыбникова М. А. Книга о языке: очерки по изучению русского языка и стилистические упражнения. 3-е изд. М.: Работник просвещения, 1926. 286 с.

11. Рыбникова М. А. От маленького писателя – к большому читателю // Русский язык в советской школе. 1929. № 2. С. 81–89.

12. Рыбникова М. А. Очерки по методике литературного чтения. М.: Учпедгиз, 1941. 280 с.

13. Рыбникова М. А. По вопросам композиции. М.: тво «В. В. Думнов, насл. бр. Салаевых», 1924. 111 с.

14. Рыбникова М. А. Работа словесника в школе. М.; Пбг.: Гос. издво, 1922. 180 с.

15. Рыбникова М. А. Языковая сторона литературного чтения // Литературное чтение в V–VII классах: сб. статей. М.: Учпедгиз, 1938. С. 16–30.


Рецензия

Для цитирования:


Романичева Е.С. М. А. Рыбникова: работа над языком художественного произведения (к 140летию со дня рождения). Русский язык в школе. 2025;86(1):40-48. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-1-40-48

For citation:


Romanicheva E.S. M. A. Rybnikova: work on the language of a literary piece (to the 140th anniversary of the birth). Russian language at school. 2025;86(1):40-48. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-1-40-48

Просмотров: 251


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)