

Проблемы и перспективы обучения лексике русского языка в первой четверти XXI века
https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-1-30-39
Аннотация
В статье рассматриваются актуальные проблемы изучения лексикологии на уроках русского языка в современной школе и определяются перспективы развития методики лексикологии в XXI в. Цель статьи – обобщить достижения методической науки с момента появления в школьных программах раздела «Лексика и фразеология» в XX в., что связано с научной и педагогической деятельностью профессора М. Т. Баранова, и показать пути реализации его идей в парадигме современного образования. В статье акцентируется важность развития логического и образного мышления при изучении лексикологии. С этой целью анализируется программа основной общеобразовательной школы, в которой раздел «Лексикология» присутствует только в V и VI классах; обращается внимание на содержательные дефициты, связанные с недооценкой значимости имеющегося в науке и практике опыта обучения способам толкования значения слов, а также с проблемой обогащения лексикона современной молодежи лексикой ценностной тематики. Предлагаемые к практической реализации задания по лексикологии составлены согласно методическому принципу градуальности, на основе реализации аксиологического и когнитивно-прагматического подходов, в русле обучения функциональной семантике. В исследовании использовался метод теоретического анализа научного наследия М. Т. Баранова, описательный метод, а также метод моделирования при разработке градуальной системы упражнений. Перспективой исследования является разработка функциональной модели обучения лексике в школе.
Об авторе
Е. В. АрхиповаРоссия
Елена Викторовна Архипова, доктор педагогических наук, профессор
г. Рязань
Список литературы
1. Архипова Е. В. Актуальность гипонимии: развитие дискурсивно-логического мышления учащихся при изучении лексикологии // Русская словесность. 2023. № 5. С. 17–24. https://doi.org/10.47639/0868-9539_2023_5_17.
2. Архипова Е. В. Способы толкования значения слова и обучение лексикологии на уроках русского языка (когнитивно-прагматический аспект) // Психолого-педагогический поиск. 2022. № 2(62). С. 45–53. https://doi.org/10.37724/RSU.2022.62.2.005.
3. Архипова Е. В., Прошлякова М. Р. Лингводидактический потенциал концепта «служение» в текстах военной прозы Б. Васильева // Русская филология и национальная культура. 2024. № 1(10). С. 30–44. https://doi.org/10.37724/g4117-7653-4108-s.
4. Баранов М. Т. Методика лексики и фразеологии: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988. 191 с.
5. Дейкина А. Д., Янченко В. Д. Методическое наследие профессора М. Т. Баранова (к 100-летию со дня рождения) // Русский язык в школе. 2024. Т. 85, № 2. С. 40–49. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-2-40-49.
6. Янченко В. Д. Научное наследие в области методики преподавания русского языка последней трети ХХ века – учителям-словесникам. 3-е изд. М.: МПГУ, 2023. 168 с. https://doi.org/10.31862/9785426311831.
Рецензия
Для цитирования:
Архипова Е.В. Проблемы и перспективы обучения лексике русского языка в первой четверти XXI века. Русский язык в школе. 2025;86(1):30-39. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-1-30-39
For citation:
Arkhipova E.V. Issues and prospects of teaching Russian vocabulary in the first quarter of the 21st century. Russian language at school. 2025;86(1):30-39. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-1-30-39