Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Особенности обучения школьников цифровому чтению в контексте культуроориентированной лингвометодики

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-1-20-29

Аннотация

Обучение школьников чтению как виду речевой деятельности традиционно является одной из важнейших целей образования. В XXI в. возросла потребность в формировании у школьников способности к цифровому чтению, что связано с рядом его отличий от традиционного, а также с возросшим значением электронного текста и гипертекста как одного из основных источников информации. Данное исследование направлено на выявление особенностей обучения школьников цифровому чтению в контексте культуроориентированной лингвометодики. С помощью методов анализа, сопоставления, обобщения результатов исследований установлено, что овладение стратегиями работы с традиционным текстом должно предварять обучение чтению электронного гипертекста, важно формировать у обучающихся способность к выбору и реализации различных стратегий цифрового чтения в зависимости от его цели. Значимым для эффективной работы с электронным гипертекстом является наличие у школьников способностей отличать достоверную необходимую информацию от ложной и ненужной, рассуждать и делать выводы. Выдвинуто предположение о том, что обучение школьников цифровому чтению в аспекте культуры формирует у обучающихся мировоззренческие установки, ценностные ориентации, обеспечивающие понимание значимости их способности к эффективной работе с электронным гипертекстом, а также речеведческие знания и умения. В статье предложены отдельные приемы и формы организации обучения школьников цифровому чтению, примеры заданий, которые могут быть использованы для формирования умений поиска, анализа информации в гипотекстах и гипертексте, установления причинно-следственных связей, выстраивания логических цепочек, формулировки выводов, интерпретации прочитанного, систематизации информации.

Об авторе

Н. В. Васильева
Забайкальский государственный университет
Россия

Наталья Владимировна Васильева, кандидат педагогических наук, доцент

г. Чита



Список литературы

1. Блинникова И. В., Капица М. С., Леонова А. Б. Психологические исследования информационного поиска в интернет-среде // Мир психологии. 2016. № 4(88). С. 246–256.

2. Борисенко Н. А., Миронова К. В., Шишкова С. В. и др. Особенности цифрового чтения современных подростков: результаты теоретико-эмпирического исследования // Science for Education Today. 2020. Т. 10, № 5. С. 28–49. http://doi.org/10.15293/2658-6762.2005.02.

3. Войскунский А. Е., Солодов М. Ю. Познание и коммуникация – вызовы современности // Философские науки. 2018. № 4. С. 114–132. http://doi.org/10.30727/0235-1188-2018-4-114-132.

4. Дейкина А. Д. Аксиологическая методика преподавания русского языка. М.: МПГУ, 2019. 212 с.

5. Левушкина О. Н. Концепция аксиологического текстоцентризма в методических трудах А. Д. Дейкиной // Русский язык в школе. 2019. Т. 80, № 1. С. 10–15. http://doi.org/10.30515/0131-6141-2019-80-1-10-15.

6. Левушкина О. Н. Лингвокультурологический анализ как основа ценностно ориентированного урока русского языка // Русский язык в школе. 2023. Т. 84, № 3. С. 7–16. http://doi.org/10.30515/0131-6141-2023-84-3-7-16.

7. Amadieu F., Tricot A., Mariné C. Interaction between prior knowledge and concept-map structure on hypertext comprehension, coherence of reading orders and disorientation // Interacting with computers. 2010. Vol. 22. Issue 2. P. 88–97. http://doi.org/10.1016/j.intcom.2009.07.001.

8. DeStefano D., LeFevre J. Cognitive load in hypertext reading: A review // Computers in Human Behavior. 2007. Vol. 23. Issue 3. P. 1616–1641. http://doi.org/10.1016/j.chb.2005.08.012.

9. Kintsch W. Comprehension: A Paradigm of Cognition. Cambridge: Cambridge University Press, 1998. 461 p.

10. Lim F. V. & Toh W. How to teach digital reading? // Journal of Information Literacy. 2020. № 14(2). P. 24–43. http://doi.org/10.11645/14.2.2701.

11. Melguizo M. C. P., Salmerón L., Madrid R. I. & Oostendorp H. The Role of Reading Order and Monitoring Skills During Hypertext Comprehension // The Ergonomics Open Journal. 2009. № 2. P. 97–103. http://doi.org/10.2174/1875934300902010097.

12. Salmerón L., García V. Reading skills and children’s navigation strategies in hypertext // Computers in Human Behavior. 2011. Vol. 27. Issue 3. P. 1143–1151. http://doi.org/10.1016/j.chb.2010.12.008.

13. Salmerón L., Kintsch W., Cañas Jos. J. Reading strategies and prior knowledge in learning from hypertext // Memory & Cognition. 2006. № 34. P. 1157–1171. http://doi.org/10.3758/BF03193262.

14. Sezgin Z. Systematic analysis of digital reading studies in the digital age // Participatory Educational Research. 2022. Vol. 9. Issue 1. P. 233–250. http://dx.doi.org/10.17275/per.22.13.9.1.


Рецензия

Для цитирования:


Васильева Н.В. Особенности обучения школьников цифровому чтению в контексте культуроориентированной лингвометодики. Русский язык в школе. 2025;86(1):20-29. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-1-20-29

For citation:


Vasilyeva N.V. Specific features of teaching digital reading to school students in the context of culture-oriented linguistic methodology. Russian language at school. 2025;86(1):20-29. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-1-20-29

Просмотров: 267


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)