

О словообразовательной модели наречий с приставкой по- и отношениях синонимичных единиц
https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-6-60-67
Аннотация
В статье рассматриваются возможности словообразовательной модели производных единиц с префиксом по- и суффиксами -ому(-ему), -и, а также семантические особенности наречий, образованных от относительных и качественных прилагательных. Словообразовательное значение ‘способ действия’ в группе наречий, образованных от относительных прилагательных, реализуется как эталонное сравнение: по-женски – как женщина. Ограниченные возможности образования наречий от качественных прилагательных объясняются тем, что не все они формируют значение способа действия. Полноценно соответствующее значение выражают, например, производные по-новому, по-старому, по-простому и др. Наречия со словарной пометой разг. не имеют четко сформированного значения и определенного места в системе качественных наречий. Единицы исследуемой словообразовательной модели рассматриваются также в ряду однокоренных наречий. Отмечены сходство и различия наречий с корнем прост-: просто, по-простому, попросту, запросто, просто-напросто.
Об авторе
Н. М. ДевятоваРоссия
Надежда Михайловна Девятова, доктор филологических наук, профессор
г. Москва
Список литературы
1. Бобунова М. А. Сравнительно-уподобительные наречия в художественной прозе К. Д. Воробьева // Курское слово. Курск: Курский гос. ун-т, 2010. Вып. 7. С. 31–39.
2. Борисова Е. Г. Дискурсивные маркеры в тексте как признак диалогичности // Антропологический поворот: теории и практики: сб. трудов Международной научной конференции. Орел, 15–17 апреля 2021 г. Орел: Орловский гос. ин-т культуры, 2021. С. 18–25.
3. Голицына Т. Н., Меркулова И. А. Проблема квалификации наречия в современном русском языке // Вестник Воронежского государственного университета (ВГУ). Серия: Филология. Журналистика. 2020. № 1. С. 10–14.
4. Девятова Н. М. Образ мужчины и женщины в зеркале русских сравнений: о наречиях с приставкой по- и их культурно значимых смыслах // Русская речь. 2022. № 1. С. 7–18. http://doi.org/10.31857/S013161170017965-0.
5. Девятова Н. М. О дискурсивном слове просто и системе его значений // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. 2023. № 6. С. 3–7. http://doi.org/10.20339/PhS.6-23.003.
6. Девятова Н. М. О сравнительной семантике наречий с префиксом по- и их культурно значимых смыслах // Русский язык в школе. 2020. Т. 81, № 2. С. 64–69. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-2-64-69.
7. Девятова Н. М. Сравнение в динамической системе языка. М.: Книжный дом ЛИБРОКОМ, 2017. 320 с.
8. Казмирчук О. Ю. Празднование дня лицея как способ развития творческих способностей школьников // Проблемы современного филологического образования: сб. научных статей. Вып. Х. М: МГПУ; Ярославль: Ремдер, 2012. С. 123–127.
9. Николина Н. А., Шумарина М. Р. Метаязыковая рефлексия и креативный потенциал языка // Труды института русского языка им. В. В. Виноградова. 2016. № 7. С. 497–511.
10. Огольцева Е. В. Образный потенциал сравнительно-уподобительных наречий // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Филологические науки. 2008. № 13. С. 4–8.
11. Огольцева Е. В. Производное слово с образнокомпаративным значением как объект лексикографического описания // Лексикография цифровой эпохи: сб. материалов Международного симпозиума. Томск, 24–25 сентября 2021 г. / отв. ред. Е. А. Юрина, С. С. Земичева. Томск: Изд-во Томского гос. ун-та, 2021. С. 289–291.
12. Русская грамматика: в 2 т. Т. 1. М.: Наука, 1980. 784 с.
13. Шнырик Е. А. Наречные новообразования, соотносимые с качественными прилагательными // Известия Восточного института. 2016. № 4(32). С. 54–62.
Рецензия
Для цитирования:
Девятова Н.М. О словообразовательной модели наречий с приставкой по- и отношениях синонимичных единиц. Русский язык в школе. 2024;85(6):60-67. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-6-60-67
For citation:
Devyatova N.M. On adverbial word-formation patterns with the prefix poand relations of synonymous units. Russian language at school. 2024;85(6):60-67. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-6-60-67