Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Ошибки в русской письменной речи детей-инофонов, обучающихся в школах Подмосковья

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-6-7-16

Аннотация

В школах Подмосковья обучается большое количество детей-инофонов, для которых русский язык является иностранным. Наибольшую трудность для таких обучающихся представляет письменная речь на русском языке. Цель настоящего исследования заключалась в выявлении ошибок в письменной речи детей-инофонов и анализе полученных результатов. В качестве респондентов выступали учащиеся IV «П» класса «Домодедовской СОШ № 12 имени В. Д. Преснова», среди которых были представители из стран ближнего зарубежья, а также Башкортостана и Дагестана. Материалом исследования послужили письменные работы школьников (сочинение и изложение), проводимые в конце 2022/2023 учебного года. Был проведен анализ работ и его количественная обработка. Результаты исследования свидетельствуют о том, что в письменной речи детей-инофонов наиболее частотными являются орфографические, пунктуационные и фонетико-графические ошибки. Среди причин обозначенных ошибок – отсутствие навыка чтения на русском языке и интерференция. Лексические и грамматические ошибки имеют тенденцию к снижению, поскольку раннее обучение детей в поликультурной среде начальной российской школы позволяет минимизировать их количество. Доказано, что особая роль отводится учителю, имеющему определенный педагогический опыт и владеющему основами методики преподавания русского языка как иностранного.

Об авторах

Е. Н. Стрельчук
Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы
Россия

Елена Николаевна Стрельчук, доктор педагогических наук, доцент кафедры русского языка и методики его преподавания

г. Москва



Е. О. Грунина
Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы
Россия

Евгения Олеговна Грунина, кандидат филологических наук, ассистент кафедры русского языка и методики его преподавания

г. Москва



Н. А. Носкова
МАОУ Домодедовская СОШ № 12 имени полного кавалера ордена Славы В. Д. Преснова
Россия

Наталья Александровна Носкова, методист, учитель начальных классов

г. Домодедово



Список литературы

1. Абделила-Боэр Б. Дети-билингвы: практический руководитель для родителей; пер. с французского Юны Козыревой. Минск: Дискурс, 2020. 256 с.

2. Балыхина Т. М. Методика преподавания русского языка как неродного (нового): учеб. пособие для преподавателей и студентов. М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2007. 185 с.

3. Голованова М. В., Какорина Е. В., Каленкова О. Н. Проблемы языковой адаптации детей мигрантов в образовательных учреждениях города Москвы; отв. ред. Л. Е. Курнешова. М.: Центр «Школьная книга», 2006. 158 с.

4. Гусев А. В., Хачикян Е. И., Масленникова О. В. и др. Интеграция детей-инофонов в российское образовательное пространство: лингвистическая и социокультурная адаптация // Современное педагогическое образование. 2022. № 6. С. 298–304.

5. Гусева Е. Ю., Дворкина Е. А., Полякова Ю. Д. О некоторых аспектах обучения детей-инофонов научному стилю речи // Русский язык в школе. 2014. № 7. С. 11–12.

6. Железнякова Е. А., Лаптева М. Л. Дистанционные образовательные технологии в обучении русскому языку как неродному в начальной школе // Русистика. 2021. Т. 19, № 1. C. 21–33. https://doi.org/10.22363/2618-8163-2021-19-1-21-33.

7. Крез Р., Робертс Р. Иностранный для взрослых: Как выучить язык в любом возрасте / пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2017. 208 с.

8. Кулебякина Е. А., Романенкова О. А. Формирование коммуникативной компетенции детей мигрантов в условиях полиэтнической образовательной среды // Гуманитарные науки и образование. 2018. Т. 9, № 1(33). С. 52–58.

9. Морозова Е. А., Цапурина И. С. К вопросу об организации обучения детей-инофонов на уроках русского языка и литературного чтения // Начальная школа. 2017. № 7. С. 11–15.

10. Остапенко В. И. Обучение русской грамматике иностранцев на начальном этапе. М.: Русский язык, 1983. 149 с.

11. Рожкова Г. И. Методика преподавания русского языка как иностранного: спецкурс / М-во высш. и сред. спец. образования РСФСР. Иркут. гос. ун-т им. А. А. Жданова. Иркутск, 1973. 155 с.

12. Скворцова М. А. Методика преподавания русского языка в классах с детьми-инофонами в начальной школе // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. Т. 25, № 3. С. 211–213. https:// doi.org/10.34216/2071-1426-2019-25-3-211-213.

13. Сухомлинский В. А. Об умственном воспитании: сб. / сост. и автор вступ. статьи М. И. Мухин. Киев: Рад. школа, 1983. 224 с.

14. Титкова М. Ю. Классификация речевых ошибок школьников: вопрос и вариант решения // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2015. № 4. С. 134–139.

15. Товт А. М., Кончакова С. В. Формирование навыков письменной речи инофонов на начальном этапе обучения русскому языку как иностранному: практические рекомендации // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2022. № 1(114). С. 219–225. https://doi.org/10.26293/chgpu.2022.114.1.028.

16. Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. М.: URSS, 2020. 192 с.

17. Юздова Л. П., Лукиных Н. В. Обучение инофонов и билингвов русскому языку в начальной школе // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2018. № 8. С. 169–180. https:// doi.org/10.25588/CSPU.2019.48.45.014.

18. Ямалетдинова А. М., Давлетбаева О. В., Байтимирова И. Б. Современные подходы к обучению детей-инофонов русскому языку на уровне основного общего образования // Вестник Башкирского университета. 2022. Т. 27, № 1. С. 167–173. https://doi.org/10.33184/bulletin-bsu-2022.1.30.

19. Singleton D. Age and second language acquisition // Annual Review of Applied Linguistics. 2001. Vol. 21 P. 77–89. https://doi.org/10.1017/S0267190501000058.

20. Tabors P. O. One child, two languages: A guide for preschool educators of children learning english as a second language. Baltimore: Paul H. Brokers, 1997. 195 p.


Рецензия

Для цитирования:


Стрельчук Е.Н., Грунина Е.О., Носкова Н.А. Ошибки в русской письменной речи детей-инофонов, обучающихся в школах Подмосковья. Русский язык в школе. 2024;85(6):7-16. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-6-7-16

For citation:


Strelchuk E.N., Grunina E.O., Noskova N.A. Errors in Russian written speech of native speakers of a foreign language studying in Moscow Region schools. Russian language at school. 2024;85(6):7-16. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-6-7-16

Просмотров: 369


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)