

Ошибки в русской письменной речи детей-инофонов, обучающихся в школах Подмосковья
https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-6-7-16
Аннотация
В школах Подмосковья обучается большое количество детей-инофонов, для которых русский язык является иностранным. Наибольшую трудность для таких обучающихся представляет письменная речь на русском языке. Цель настоящего исследования заключалась в выявлении ошибок в письменной речи детей-инофонов и анализе полученных результатов. В качестве респондентов выступали учащиеся IV «П» класса «Домодедовской СОШ № 12 имени В. Д. Преснова», среди которых были представители из стран ближнего зарубежья, а также Башкортостана и Дагестана. Материалом исследования послужили письменные работы школьников (сочинение и изложение), проводимые в конце 2022/2023 учебного года. Был проведен анализ работ и его количественная обработка. Результаты исследования свидетельствуют о том, что в письменной речи детей-инофонов наиболее частотными являются орфографические, пунктуационные и фонетико-графические ошибки. Среди причин обозначенных ошибок – отсутствие навыка чтения на русском языке и интерференция. Лексические и грамматические ошибки имеют тенденцию к снижению, поскольку раннее обучение детей в поликультурной среде начальной российской школы позволяет минимизировать их количество. Доказано, что особая роль отводится учителю, имеющему определенный педагогический опыт и владеющему основами методики преподавания русского языка как иностранного.
Об авторах
Е. Н. СтрельчукРоссия
Елена Николаевна Стрельчук, доктор педагогических наук, доцент кафедры русского языка и методики его преподавания
г. Москва
Е. О. Грунина
Россия
Евгения Олеговна Грунина, кандидат филологических наук, ассистент кафедры русского языка и методики его преподавания
г. Москва
Н. А. Носкова
Россия
Наталья Александровна Носкова, методист, учитель начальных классов
г. Домодедово
Список литературы
1. Абделила-Боэр Б. Дети-билингвы: практический руководитель для родителей; пер. с французского Юны Козыревой. Минск: Дискурс, 2020. 256 с.
2. Балыхина Т. М. Методика преподавания русского языка как неродного (нового): учеб. пособие для преподавателей и студентов. М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2007. 185 с.
3. Голованова М. В., Какорина Е. В., Каленкова О. Н. Проблемы языковой адаптации детей мигрантов в образовательных учреждениях города Москвы; отв. ред. Л. Е. Курнешова. М.: Центр «Школьная книга», 2006. 158 с.
4. Гусев А. В., Хачикян Е. И., Масленникова О. В. и др. Интеграция детей-инофонов в российское образовательное пространство: лингвистическая и социокультурная адаптация // Современное педагогическое образование. 2022. № 6. С. 298–304.
5. Гусева Е. Ю., Дворкина Е. А., Полякова Ю. Д. О некоторых аспектах обучения детей-инофонов научному стилю речи // Русский язык в школе. 2014. № 7. С. 11–12.
6. Железнякова Е. А., Лаптева М. Л. Дистанционные образовательные технологии в обучении русскому языку как неродному в начальной школе // Русистика. 2021. Т. 19, № 1. C. 21–33. https://doi.org/10.22363/2618-8163-2021-19-1-21-33.
7. Крез Р., Робертс Р. Иностранный для взрослых: Как выучить язык в любом возрасте / пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2017. 208 с.
8. Кулебякина Е. А., Романенкова О. А. Формирование коммуникативной компетенции детей мигрантов в условиях полиэтнической образовательной среды // Гуманитарные науки и образование. 2018. Т. 9, № 1(33). С. 52–58.
9. Морозова Е. А., Цапурина И. С. К вопросу об организации обучения детей-инофонов на уроках русского языка и литературного чтения // Начальная школа. 2017. № 7. С. 11–15.
10. Остапенко В. И. Обучение русской грамматике иностранцев на начальном этапе. М.: Русский язык, 1983. 149 с.
11. Рожкова Г. И. Методика преподавания русского языка как иностранного: спецкурс / М-во высш. и сред. спец. образования РСФСР. Иркут. гос. ун-т им. А. А. Жданова. Иркутск, 1973. 155 с.
12. Скворцова М. А. Методика преподавания русского языка в классах с детьми-инофонами в начальной школе // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. Т. 25, № 3. С. 211–213. https:// doi.org/10.34216/2071-1426-2019-25-3-211-213.
13. Сухомлинский В. А. Об умственном воспитании: сб. / сост. и автор вступ. статьи М. И. Мухин. Киев: Рад. школа, 1983. 224 с.
14. Титкова М. Ю. Классификация речевых ошибок школьников: вопрос и вариант решения // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2015. № 4. С. 134–139.
15. Товт А. М., Кончакова С. В. Формирование навыков письменной речи инофонов на начальном этапе обучения русскому языку как иностранному: практические рекомендации // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2022. № 1(114). С. 219–225. https://doi.org/10.26293/chgpu.2022.114.1.028.
16. Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. М.: URSS, 2020. 192 с.
17. Юздова Л. П., Лукиных Н. В. Обучение инофонов и билингвов русскому языку в начальной школе // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2018. № 8. С. 169–180. https:// doi.org/10.25588/CSPU.2019.48.45.014.
18. Ямалетдинова А. М., Давлетбаева О. В., Байтимирова И. Б. Современные подходы к обучению детей-инофонов русскому языку на уровне основного общего образования // Вестник Башкирского университета. 2022. Т. 27, № 1. С. 167–173. https://doi.org/10.33184/bulletin-bsu-2022.1.30.
19. Singleton D. Age and second language acquisition // Annual Review of Applied Linguistics. 2001. Vol. 21 P. 77–89. https://doi.org/10.1017/S0267190501000058.
20. Tabors P. O. One child, two languages: A guide for preschool educators of children learning english as a second language. Baltimore: Paul H. Brokers, 1997. 195 p.
Рецензия
Для цитирования:
Стрельчук Е.Н., Грунина Е.О., Носкова Н.А. Ошибки в русской письменной речи детей-инофонов, обучающихся в школах Подмосковья. Русский язык в школе. 2024;85(6):7-16. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-6-7-16
For citation:
Strelchuk E.N., Grunina E.O., Noskova N.A. Errors in Russian written speech of native speakers of a foreign language studying in Moscow Region schools. Russian language at school. 2024;85(6):7-16. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-6-7-16