Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Модель подготовки будущих учителей русского языка к ведению эвристической беседы на лингвистическую тему

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-5-116-128

Аннотация

Статья посвящена эвристической беседе на лингвистическую тему как одному из эффективных методов развития не только познавательной активности и системного мышления учащихся, но и профессионального методического мышления будущего учителя русского языка. Цель настоящей статьи охарактеризовать жанровую модель эвристической беседы и описать модель подготовки будущих учителей русского языка к ведению эвристической беседы на лингвистическую тему. В ходе исследования применялись следующие методы: наблюдение над учебным процессом профессионально-методической подготовки студентов-филологов в вузе (на базе Ивановского государственного университета), анкетирование, формирующий и обучающий эксперимент, анализ продуктов учебно-профессиональной деятельности студентов, статистическая обработка результатов (Т-критерий Стьюдента). Эмпирическая обработка результатов исследования осуществлялась в программе SPSS–17. В статье уточнено понятие «эвристическая беседа» применительно к целям обучения русскому языку в школе, охарактеризована ее жанровая модель и описан алгоритм подготовки будущих учителей русского языка к ведению эвристической беседы на лингвистическую тему, определены критерии готовности будущего учителя к ее проведению. Описаны этапы работы: ознакомление с методом эвристической беседы; организация наблюдения над эвристической беседой опытного учителя; разработка и обсуждение эвристической беседы в условиях совместной деятельности в творческих парах; проведение эвристической беседы на лингвистическую тему в школе для учащихся V–VIII классов с последующим самоанализом; использование этого метода во время педагогической практики в школе. Предложены задания для формирования и развития навыков ведения эвристической беседы на лингвистическую тему. Приведены примеры эвристических бесед, разработанных студентами, дан методический комментарий к ним.

Об авторах

Е. Н. Комарова
Ивановский государственный университет
Россия

Екатерина Николаевна Комарова, старший преподаватель

г. Иваново



И. А. Сотова
Ивановский государственный университет
Россия

Ирина Алексеевна Сотова, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой отечественной филологии

г. Иваново



Список литературы

1. Баранов М. Т. Типы учебного материала и методы обучения русскому языку // Русский язык в школе. 1981. № 3. С. 25–31.

2. Гац И. Ю. Организация профессионально ориентированной деятельности студента-филолога // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1, № 6(56). С. 24–38.

3. Грудцына Н. Г. Педагогический диалог в различных ситуациях урока // Педагогическая риторика: учеб. пособие / под ред. Н. А. Ипполитовой. М.: Москва, 2001. С. 278–300.

4. Диривянкина О. В. Становление, сущность эвристического обучения в педагогической науке и практике // Вестник Санкт-Петербургского ун-та МВД России. 2006. № 4. С. 406–413.

5. Дистервег Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956. 374 с.

6. Долинер Л. И. Выбор модели обучения в процессе построения методической системы // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2005. № 1(31). С. 39–49.

7. Дроздова О. Е. Метапредметное обучение русскому языку: новый этап научно-методического обеспечения // Мир русского слова. 2020. № 3. С. 101–104. https://doi.org/10.24411/18111629-2020-13101.

8. Комарова Е. Н. Эвристическая беседа в структуре методической подготовки будущего учителя русского языка [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного пе дагогического университета. Электронный научный журнал. 2018. № 3(27). С. 232–243. URL: http://vestospu.ru/archive/2018/articles/20_27_2018.pdf. (дата обращения: 28.11.2023). http://doi.org/10.32516/2303-­9922.2018.27.20.

9. Комиссарова Л. Ю. Особенности применения проблемнодиалогической технологии на уроках орфографии в непрерывном курсе русского языка // Начальная школа: плюс До и После. 2011. № 11. С. 68–72.

10. Король А. Д. Диалог в образовании: эвристический аспект. Научное издание. М.: ЦДО «Эйдос»; Иваново: Издат. центр «Юнона», 2009. 260 с.

11. Скрябина О. А. Методы и приемы открытия нового знания на уроке русского языка // Русский язык в школе. 2017. № 5. С. 3–7.

12. Сульниченко В. Н. Использование алгоритмов при изучении морфологических норм имен существительных: опыт работы в VI классе // Русский язык в школе. 2020. Т. 81, № 4. С. 50–57. http://doi.org/10.30515/0131-6141-202081-4-50-57.

13. Ушаков Н. Н. Внеклассная работа по русскому языку в восьмилетней школе: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1975. 223 с.

14. Хуторской А. В. Дидактическая эвристика: теория и технология креативного обучения. М.: Изд-во МГУ, 2003. 416 с.

15. Черепанова Л. В. Формирование лингвистической компетенции при обучении русскому языку. Новосибирск: Наука, 2006. 324 с.

16. Шмелева Т. В. Модель речевого жанра // Жанры речи. Вып. 1. Саратов: Колледж, 1997. С. 88–98.

17. Choi Tae-Hee, Walker Allan David. A heuristic model for tailoring teacher development to educational reforms: Focusing on ambiguity and conflict generation // Teaching and Teacher Education. 2018. Vol. 74. P. 72–84. http//doi.org:/10.1016/j.tate.2018.04.013.

18. Desyaeva N. D., Assuirova L. V., Krivorotova E. V. et al. The models of the reader’s cognitive dialogue with the text and their learning potential // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. Conference proceedings. London, 2020. P. 219– 225. https://doi.org/10.15405/epsbs.2020.11.03.24.

19. Hong H.,Cai Q., & Wang M.Exploring young children’s argumentation as a heuristic intertextual practice // Journal of Early Childhood Literacy. 2022. 0(0). https://doi.org/10.1177/14687984211070731.

20. Schuler S., Fanta D., Rosenkraenzer F. et al. Systems thinking within the scope of education for sustainable development (ESD) – a heuristic competence model as a basis for (science) teacher education // Journal of Geography in Higher Education. 2018. Vol. 42, Issue 2. P. 192–204. http//doi.org:/10.1080/03098265.2017.1339264.

21. Solov’eva S. A. Formation of Key Competencies: Heuristic Conversation // The European Proceedings of Social and Behavioral Sciences: IFTE 2019 – 5th International Forum on Teacher Education / R. Valeeva (ed.). 2019. Vol. 78. P. 69–75. http//doi.org:/10.15405/epsbs.2020.01.10.


Рецензия

Для цитирования:


Комарова Е.Н., Сотова И.А. Модель подготовки будущих учителей русского языка к ведению эвристической беседы на лингвистическую тему. Русский язык в школе. 2024;85(5):116-128. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-5-116-128

For citation:


Komarova E.N., Sotova I.A. A model for preparing future Russian language teachers to hold a heuristic conversation on a linguistic topic. Russian language at school. 2024;85(5):116-128. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-5-116-128

Просмотров: 249


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)