Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

«Умирающий гладиатор» М. Ю. Лермонтова: эстетическое единство формы и содержания (к 210-летию со дня рождения)

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-5-50-59

Аннотация

Статья посвящена филологическому анализу стихотворения М. Ю. Лермонтова «Умирающий гладиатор». Используются методы построчного и компаративного анализа, метод «опорных точек», замедленного чтения. Раскрывается роль ритма в выражении подтекста произведения и осуществлении диалога с читателем. В качестве ведущего композиционного приема рассматривается ритмический и словесно-образный хиазм, играющий роль иконического знака, воссоздающего образ концентрической чаши-арены римского Коллизея, который выполняет, в свою очередь, функцию символа, передающего идею взаимообратимости ролей жертв и убийц. На основе данных филологического анализа опровергается сложившееся мнение о вторичности и искусственности второй части стихотворения, в которой так же, как и в первой части, проводится идея о разрушительном значении страстей и нарушений нравственного императива для истории человечества. Утверждается, что образ художественной гармонии, создаваемый благодаря изысканному ритму и совершенной форме стихотворения, представляет собой иконическое указание на Истину и Красоту, явленную во Христе и Нравственном Законе.

Об авторе

Б. Г. Бобылев
Независимый исследователь
Россия

Борис Геннадьевич Бобылев, доктор педагогических наук, кандидат филологических наук, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, иеродьякон Нафанаил, магистр богословия

г. Новосиль



Список литературы

1. Аверинцев С. С. Ритм как теодицея // Новый мир. 2001. № 2. С. 203–205.

2. Анненкова Н. А. Композиция жанра инвективы М. Ю. Лермонтова // Вестник Оренбургского государственного университета. 2007. № 11(77). С. 23–27.

3. Бакирова Д. Р., Минералова И. Г. «Своенравный гений» М. Ю. Лермонтова // Научные труды молодых ученых-филологов XIV: материалы Всероссийской научно-методической конференции. Москва, 14–17 октября 2014 г. М.: ООО Изд-во «Литера», 2015. С. 22–28.

4. Бобылев Б. Г. Ю. Н. Тынянов – исследователь теории поэтического языка // Русский язык в школе. 2009. № 9. С. 83–88.

5. Богачев И. А. Переход от раннего периода развития лирики к позднему в метаструктуре стихотворений М. Ю. Лермонтова // Интеграция наук. 2017. № 1(5). С. 92–97.

6. Борисова У. Ю. Модель «смерть / самоубийство артиста» в русской литературе XIX века в контексте «философии смерти» // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2019. № 3. С. 11–15.

7. Бралина Г. М. О стихе русских инвектив середины XIX века // Вестник Оренбургского государственного университета. 2006. № 11. С. 31–35.

8. Буянова Г. Б. М. Ю. Лермонтов в творческом сознании и оценках Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского // Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский – о судьбах мира и человечества поверх барьеров времени: сб. научных статей по итогам XVII Барышниковских чтений – Всероссийской научной конференции. Липецк, 11–12 октября 2021 г. Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского, 2021. С. 110–118.

9. Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. 576 с.

10. Гаспаров М. Л. Избранные статьи. О стихе. О стихах. О поэтах. М.: Новое литературное обозрение, 1995. 478 с.

11. Гаспаров М. Л. Очерк истории русского стиха: метрика, ритмика, рифма, строфика. М.: Наука, 1984. 319 с.

12. Дементьева Н. А. О стихе инвектив М. Ю. Лермонтова // Вестник Оренбургского государственного университета. 2002. № 6. С. 19–23.

13. Джулиани Р. «Гладиатор». Образ гладиатора в русской лирике XIX века, или Энергия заблуждения // Имагология и компаративистика. 2018. № 10. С. 5–26. http://doi.org/10.17223/24099554/10/1.

14. Матяш С. А. Вольный ямб русской поэзии XVIII–XIX вв.: жанр, стиль, стих. СПб.: Филологический ф-т СПбГУ, 2011. 491 с.

15. Матяш С. А. Строфический вольный ямб в русской поэзии // Вестник Оренбургского государственного университета. 2010. № 5(111). С. 46–53.

16. Тынянов Ю. Н. Проблема стихотворного языка. М.: Советский писатель, 1965. 301 с.

17. Шанский Н. М. Лингвистический анализ художественного текста: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. 2-е изд., дораб. Л.: Просвещение, 1990. 416 с.

18. Свердлов А. З. Педагогический анализ литературных произведений М. Ю. Лермонтова // Педагогический научный журнал. 2021. № 2. С. 30–38.

19. Эйхенбаум Б. М. Лермонтов как историко-литературная проблема // Атеней: историко-литературный временник. 1924. Кн. 1–2. С. 79–111.

20. Эйхенбаум Б. М. О поэзии. Л.: Советский писатель, 1969. 551 с.

21. Эйхенбаум Б. М. Статьи о Лермонтове. Л.: Изд-во АН СССР, 1961. 372 с.


Рецензия

Для цитирования:


Бобылев Б.Г. «Умирающий гладиатор» М. Ю. Лермонтова: эстетическое единство формы и содержания (к 210-летию со дня рождения). Русский язык в школе. 2024;85(5):50-59. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-5-50-59

For citation:


Bobylev B.G. "The Dying Gladiator" by M. Yu. Lermontov: aesthetic unity of form and content (to the 210th anniversary of the birth). Russian language at school. 2024;85(5):50-59. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-5-50-59

Просмотров: 236


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)