Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Сравнительный анализ текстов учебников русского языка для начальной школы с использованием количественных методов

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-5-7-26

Аннотация

Несмотря на высокий научный и практический интерес к оценке качества текстового наполнения школьного учебника, до сих пор не существует прозрачного алгоритма и объективных критериев ее проведения. Настоящая статья ставит своей целью наметить параметры объективной лингвистической оценки текстов учебника с использованием количественных методов на примере одного из основных компонентов учебника русского языка – текстов упражнений. Анализ произведен на материале 8 линеек современных учебников русского языка для начальной школы и 1 линейки цифрового учебного сервиса «Яндекс Учебник». При анализе использованы методы автоматической обработки естественного языка, статистики и корпусного анализа текстов. В результате предложен алгоритм анализа текстотеки учебника русского языка по критериям структурной и лексической сложности, жанрового, стилевого и тематического разнообразия, степени соответствия текстотеки учебника современному состоянию русского языка. Полученные результаты формируют представление о текстовом наполнении современного учебника русского языка для начальной школы, иллюстрируют особенности подбора текстов для современных традиционных и цифровых учебников и ресурсов по русскому языку, позволяют сформулировать вопросы о методической оптимальности тех или иных авторских решений при составлении текстотеки учебника. Результаты исследования будут полезны авторам школьных пособий по русскому языку и специалистам по учебно-методической работе.

Об авторах

А. Н. Лапошина
Государственный институт русского языка имени А. С. Пушкина
Россия

Антонина Николаевна Лапошина, кандидат педагогических наук, научный сотрудник

г. Москва



М. Ю. Лебедева
Государственный институт русского языка имени А. С. Пушкина
Россия

Мария Юрьевна Лебедева, кандидат филологических наук, доцент, заведующий лабораторией когнитивных и лингвистических исследований

г. Москва



Список литературы

1. Борисенко Н. А. Учебники русского языка и детская литература: есть ли точки соприкосновения? // Русский язык в школе. 2018. Т. 79, № 8. C. 29–34. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2018-79-8-29-34.

2. Воителева Т. М. Роль языкового материала учебника как средства интеллектуального развития личности // Современный учебник русского языка для средней школы: теория и практика: материалы международной научно-практической конференции, Москва, 25–26 марта 2021 года / отв. ред. А. Д. Дейкина, В. Д. Янченко. М.: МПГУ, 2021. С. 54–61.

3. Гостева Ю. Н., Кузнецова М. И., Рябинина Л. А. и др. Теория и практика оценивания читательской грамотности как компонента функциональной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4 (61). С. 34–57.

4. Граник Г. Г. Структура школьного учебника как предмет научного исследования (на материале учебника нового типа по русскому языку) // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22, № 4. C. 64–74. http://doi.org/10.17759/pse.20172204010.

5. Гущина Е. В. Лингвокультурологический комментарий к устаревшей лексике в процессе обучения младших школьников родному языку // Время науки. 2015. № 2. С. 52–57.

6. Дубровина И. В. Учебник как культурный компонент школьного образования // Психодидактика современного учебника: преемственность традиций и векторы развития: сб. науч. ст. / сост. Н. А. Борисенко, К. В. Миронова, С. В. Шишкова, отв. ред. Н. А. Борисенко. М.: Мнемозина, 2019. С. 18–23.

7. Клобукова Л. П. Текст, текстотека и гипертекст в учебниках и профессионально ориентированных учебных пособиях по РКИ // Русский язык за рубежом. 2022. № 3 (292). С. 95–98.

8. Лапошина А. Н., Веселовская Т. С., Лебедева М. Ю. и др. Лексический состав текстов учебников русского языка для младшей школы: корпусное исследование // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии: по материалам международной конференции «Диалог 2019» (Москва, 29 мая – 1 июня 2019 г.). Вып. 18 (25). 2019. С. 351–363.

9. Лапошина А. Н., Лебедева М. Ю., Берлин Хенис А. А. Влияние частотности слов текста на его сложность: экспериментальное исследование читателей младшего школьного возраста методом айтрекинга // Russian Journal of Linguistics. 2022. Т. 26, № 2. C. 493–514. http://doi.org/10.22363/2687-0088-30084.

10. Литовченко О. В. Отношение учащихся 5–11 классов к школьному учебнику: результаты анкетирования // Человек и образование. 2012. № 1(30). С. 117–121.

11. Монахов С. И., Турчаненко В. В., Федюкова Е. А. и др. Изучение терминологических подсистем современных школьных учебников на русском языке с помощью модели анализа семантики естественных языков Word2Vec // Journal of Applied Linguistics and Lexicography. 2020. Т. 2, № 2. С. 118–146. http://doi.org/10.33910/2687-0215-2020-2-2-118-146.

12. Сидорова М. Ю.Лингвистическая экспертиза школьных учебников // Метапредметный подход в образовании: Русский язык в школьном и вузовском обучении разным предметам: сб. статей межрегиональной научно-практической конференции, Москва, 19 апреля 2018 года / сост. О. Е. Дроздова. М.: МПГУ, 2018. С. 49–63.

13. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников. М: Издательский центр «Академия», 2007. 256 с.

14. Чурунина А. А., Солнышкина М. И., Ярмакеев И. Э. Лексическое разнообразие как предиктор сложности учебников по русскому языку // Русистика. 2023. Т. 21, № 2. С. 212–227.

15. Щукин А. Н. Учебниковедение в системе подготовки студентов-филологов, будущих преподавателей русского языка как иностранного // Современные тенденции в развитии методики преподавания русского языка: кол. монография. М.: Спутник+, 2017. С. 92–98.

16. Янченко В. Д. Учебниковедение как приоритетное направление в деятельности кафедры методики преподавания русского языка МПГУ // Современный учебник русского языка для средней школы: теория и практика: материалы международной научно-практической конференции, Москва, 25–26 марта 2021 года / отв. ред. А. Д. Дейкина, В. Д. Янченко. М.: МПГУ, 2021. С. 11–15.

17. Solovyev V. D., Solnyshkina M. I., Ivanov V. V. Prediction of reading difficulty in Russian academic texts // Journal of Intelligent & Fuzzy Systems. 2019. Т. 36, № 5. P. 4553-4563. http://doi.org/10.3233/JIFS-179007.


Рецензия

Для цитирования:


Лапошина А.Н., Лебедева М.Ю. Сравнительный анализ текстов учебников русского языка для начальной школы с использованием количественных методов. Русский язык в школе. 2024;85(5):7-26. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-5-7-26

For citation:


Laposhina A.N., Lebedeva M.Yu. Comparative analysis of Russian language textbooks for primary school using quantitative methods. Russian language at school. 2024;85(5):7-26. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-5-7-26

Просмотров: 760


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)