Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Русскоязычные элементы в эргонимии внутригородских объектов г. Москвы

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-4-99-111

Аннотация

Данная статья представляет фрагмент исследования эргонимии внутригородских объектов г. Москвы. Исследование сфокусировано на эргонимах, созданных на базе русского языка. Цель – выяснить, какие номинации коммерческих предприятий более привлекательны для жителей города, какие из них вызывают положительные, нейтральные или отрицательные эмоции. Материалом для изучения послужили названия коммерческих предприятий г. Москвы, при образовании которых были использованы приемы ретро гибридизации, квазиноминации, антиорфографии, наложения слов и аллюзии. В ходе исследования было собрано 2700 названий коммерческих предприятий, расположенных на вывесках, панель-кронштейнах и в витринах заведений центральных улиц г. Москвы. Отобранные эргонимы были классифицированы в соответствии со способами их производства. Также был проведен опрос с участием 90 респондентов разного возраста и образования. Данные, полученные в ходе анкетирования, были обработаны с помощью статистического анализа. По результатам эксперимента удалось ус та но вить, что чаще положительных оценок заслуживают эргонимы, на писанные с использованием букв дореволюционной графики, они же являются наиболее запоминающимися. Наибольшее количество отрицательных оценок получили названия с намеренным искажением орфографической нормы русского языка. На основе полученных данных сформулированы рекомендации авторам названий коммерческих предприятий, нацеленных на разные возрастные группы потребителей. Результаты работы могут быть использованы в лингводидактике, в частности в процессе преподавания русского языка как иностранного.

Об авторе

Н. В. Матюшина
Московский городской педагогический университет
Россия

Наталия Владимировна Матюшина, кандидат филологических наук, доцент

г. Москва



Список литературы

1. Боброва М. В. Принципы образования современных эргонимов г. Перми // Труды Камской археолого-этнографической экспедиции. 2014. № 9. С. 135–142.

2. Бутакова Е. С. Лингвистическая креативность в томской эргонимии // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 3(131). С. 146–152.

3. Васильева Т. В. Типологические особенности эргорекламонимов с суффиксами модификационного значения // Ученые заметки ТОГУ. 2010. Т. 1, № 2. С. 41–45.

4. Гридина Т. А., Коновалова Н. А. Лингвокреативный потенциал эргономинаций в аспекте их порождения и восприятия: экспериментальное исследование // Вопросы психолингвистики. 2022. № 2(52). С. 30–45. http://doi.org/10.30982/2077-5911-2022-52-2-30-45.

5. Дударева З. М. Прецедентное имя как эргоним // Казанская наука. 2022. № 4. С. 80–83.

6. Замалетдинова Л. Р. Ономастическое пространство города как источник речевого материала: из опыта учителя-словесника // Коммуникативные исследования. 2019. Т. 6, № 1. С. 207–222. http://doi.org/10.25513/2413-6182.2019.6(1).207-222.

7. Красноперова Е. С. Грамматические векторы эргонимических номинаций Екатеринбурга // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. 2022. № 20. С. 205–213.

8. Кронгауз М. А. Во власти слов // Ценности и смыслы. 2009. № 2(2). С. 70–74.

9. Кронгауз М. А. Русский язык на грани нервного срыва. М.: АСТ; Corpus, 2019. 505 с.

10. Крыжановская В. А. Современная эргонимия: основные приемы графической игры // Вестник Костромского государственного университета. 2016. Т. 22, № 3. С. 179–181.

11. Перфильева Н. В., Новоспасская Н. В., Лазарева О. В. Эффективность коммерческого имени // Вопросы психолингвистики. 2017. № 33. С. 92–107.

12. Петрова И. М., Викулова Л. Г. Семиозис иконичности в естественном языке (на материале эргонимов города Москвы) // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. 2023. Т. 20, № 2. С. 38–44. http://doi.org/10.14529/ling230206.

13. Питина С. А. Межкультурный коммуникативный диссонанс в эргонимах // Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков. 2020. Т. 14. С. 64–67.

14. Позднякова Е. Ю. Прецедентные феномены в наименованиях коммерческих предприятий // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2021. Т. 40, № 1. С. 111–119. http://doi.org/10.52575/2712-7451-2021-40-1-111-119.

15. Прокофьева Т. О. Типы гибридных образований в эргонимии (на примере номинаций г. Тамбова) // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. № 4(144). С. 169–177.

16. Ремчукова Е. Н., Махиянова Л. Р. Лексико-грамматические механизмы лингвокреативности в сфере городской номинации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2015. № 2. С. 132–141.

17. Соколова Т. П. Нейминговая экспертиза: организация и производство. М.: Юрлитинформ, 2016. 208 с.

18. Тортунова И. А. Эргоним как результат речетворчества // Научный диалог. 2012. № 3. С. 124–137.

19. Хоанг Т. Х. Ч., Старикова Г. Н. Московские ресторонимы в аспекте графики // Язык и культура. 2017. № 38. С. 117–136. http://doi.org/10.17223/19996195/38/9.

20. Цветкова С. П. Формирование языковых компетенций у студентов вуза посредством метода сканирования // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2023. № 1(62). С. 214–221. http://doi.org/10.26456/vtpsyped/2023.1.214.

21. Чернявская В. Е. Типографика как социальный индекс: советский ландшафт в современном российском дискурсе // Праксема. Проблемы визуальной семиотики. 2023. № 2(36). С. 50–73. http://doi.org/10.23951/2312-7899-2023-2-50-73.

22. Шаталова Ю. Н., Медведева А. Н. Нейминг в региональном аспекте (на материале названий продовольственных магазинов г. Белгорода) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 5–1(59). С. 167–171.

23. Шмелева Т. В. Поликодовость городского ономастикона // Коммуникативные исследования. 2019. Т. 6, № 1. С. 51–66. http://doi.org/10.25513/2413-6182.2019.

24. Akzhigitova A., Zharkynbekova Sh. Language planning in Kazakhstan: The case of ergonyms as another scene of linguistic landscape of Astana. Language Problems and Language Planning. 2014;38(1):42–57 [Electronic resource]. URL: https://www.researchgate.net/publication/264125547_ Language_planning_in_Kazakhstan_The_case_of_ergonyms_as_another_scene_of_linguistic_landscape_of_Astana (accessed: 06.07.2023). http://doi.org/10.1075/lplp.38.1.03akz.

25. Anzoise V., Barberi P., Scandurra G. City Visualscapes, an Introduction. Visual Anthropology. 2017;30(3):177–190 [Electronic resource]. URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/08949468.2017.1296284 (accessed: 13.07.2023).

26. Beklemesheva N. N., Chekmaeva N. A. City-to-Resident Communication: Speaking with Seniors and Youth. Visual Anthropology. 2023;36(1):54–68 [Electronic resource]. URL: https://www.tandfon-line.com/doi/abs/10.1080/089 49468.2023.2168961 (accessed: 13.07.2023). http://doi.org/10.1080/08949468.2023.2168961.

27. Brdar-Szabó R., Brdar M. Figuratively used product names: From ergonyms to eponyms and paragons. Lingua. 2023;290:1–16 [Electronic resource]. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0024384123000761 (accessed: 13.07.2023). http://doi.org/10.1016/j.lingua.2023.103552.

28. Gayazov A., Abdullina G., Fatkullina F., Ilyasova G. Pan-Turkic ergonyms as a linguocultural and sociocultural phenomenon of the Republic of Bashkortostan. Advances in Engineering Research. 2020;191:66–69 [Electronic resource]. URL: https://www.researchgate.net/publication/339360618_Pan-Turkic_Ergonyms_as_a_Linguocultural_and_Sociocultural Phenomenon_of_the_Republic_of_Bashkortostan (accessed: 13.07.2023). http://doi.org/10.2991/aer.k.200202.014.

29. Gorter D., Cenozaand J., van der Worp K. The linguistic landscape as a resource for language learning and raising language awareness. Journal of Spanish Language Learning. 2021;2(8):161–181 [Electronic resource]. URL: https://www.researchgate.net/publication/357400832_The_linguistic_landscape_as_a_resource_for_language_learning_and_raising_language_awareness (accessed: 13.07.2023). http://doi.org/10.1080/23247797.2021.2014029.

30. Hong S-Y. Linguistic landscapes on street-level images. ISPRS International Journal of Geo-Information. 2020;9(1):57 [Electronic resource]. URL: https://www.researchgate.net/publication/338699788_Linguistic_Landscapes_on_Street-Level_Images (accessed: 13.07.2023). https://doi.org/10.3390/ijgi9010057.

31. Mensel L. van, Vandenbroucke M., Blackwood R. Linguistic Landscapes. The Oxford Handbook of Language and Society / O. Garcia, N. Flores and M. Spotti (eds.). NY: Oxford University Press, 2017. P. 423–449 [Electronic resource]. URL: https://www.researchgate.net/publication/310615699_Linguistic_Landscapes (accessed: 13.07.2023).


Рецензия

Для цитирования:


Матюшина Н.В. Русскоязычные элементы в эргонимии внутригородских объектов г. Москвы. Русский язык в школе. 2024;85(4):99-111. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-4-99-111

For citation:


Matyushina N.V. Russian elements in the ergonymy of intra-urban objects in Moscow. Russian language at school. 2024;85(4):99-111. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-4-99-111

Просмотров: 212


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)