Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Создание школьниками обучающих видеороликов как способ организации обобщающего повторения орфографии (на примере подготовки к выполнению 6­го задания ОГЭ по русскому языку)

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-4-32-46

Аннотация

Статья посвящена проблеме поиска эффективных способов организации обобщающего повторения орфографии в процессе подготовки к ОГЭ по русскому языку. Цель статьи – предложить, обосновать и охарактеризовать один из возможных способов – создание школьниками обучающих видеороликов (на примере подготовки к выполнению 6-го задания ОГЭ по русскому языку). Ведущие методы исследования: теоретические (анализ научной и учебно-методической литературы, нормативной документации); эмпирические (научные наблюдения за учебным процессом в основной школе и педагогический эксперимент); статистические (количественный анализ полученных экспериментальных данных и их обработка). В статье проанализированы содержание и формат 6-го задания ОГЭ, и на основе этого анализа выявлены основные причины трудностей, которые испытывают школьники при орфографическом разборе слов. Выделены этапы работы по созданию обучающих видеороликов (организационный; поиск и обработка информации; написание сценария; создание презентации; озвучивание презентации и запись видео), описана деятельность учителя и учащихся на каждом из этапов. Представлен опыт коллективного проектирования обучающего видеоролика по теме «Приставки на -з (-с)». На основе анализа данных контрольного этапа эксперимента сделан вывод об эффективности предлагаемого способа организации обобщающего повторения орфографии. Представленные в статье материалы (алгоритм выполнения 6-го задания ОГЭ; авторские обучающие видеоролики по орфографии) могут быть использованы в практике работы учителей русского языка для подготовки учащихся к выполнению орфографических заданий ОГЭ по русскому языку.

Об авторе

Е. В. Хоменко
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Севастопольский государственный университет»
Россия

Елена Викторовна Хоменко, кандидат педагогических наук, доцент

г. Севастополь



Список литературы

1. Афанасьева П. В. Дидактические возможности обучения грамматико-орфографическим темам с интерактивной поддержкой // Русский язык в школе. 2018. Т. 79, № 2. С. 32–36. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2018-79-2-32-35.

2. Богоявленский Д. Н. Правописание как сознательный навык // Хрестоматия по методике русского языка: Преподавание орфографии и пунктуации в общеобразоват. учеб. заведениях: пособие для учителя / авт.-сост. В. Ф. Иванова, Б. И. Осипов. М.: Просвещение, 1995. С. 157–167.

3. Габо В. С. Работа над ошибками // Хрестоматия по методике русского языка: Методы обучения русскому языку в общеобразоват. учреждениях: пособие для учителя / авт.-сост. М. Р. Львов. М.: Просвещение, 1996. С. 258.

4. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Изд-во Московского ун-та, 1985. 45 с.

5. Граник Г. Г. Приемы умственной работы при усвоении орфографии // Хрестоматия по методике русского языка: Преподавание орфографии и пунктуации в общеобразоват. учеб. заведениях: пособие для учителя / авт.-сост. В. Ф. Иванова, Б. И. Осипов. М.: Просвещение, 1995. С. 170–176.

6. Дейкина А. Д., Малявина Т. П. Реализация текстоориентированного подхода на занятиях по коррекции правописных умений и навыков в x–xI классах // Русский язык в школе. 2011. № 5. С. 8–11.

7. Жуйков С. Ф. Формирование орфографических действий // Хрестоматия по методике русского языка: Преподавание орфографии и пунктуации в общеобразоват. учеб. заведениях: пособие для учителя / авт.-сост. В. Ф. Иванова, Б. И. Осипов. М.: Просвещение, 1995. С. 177–179.

8. Капинос В. И. О методах обучения русскому (родному) языку // Методы обучения в современной школе: сб. статей / под ред. Н. И. Кудряшева. М.: Просвещение, 1983. С. 26–42.

9. Китаева Л. Я. Повторение орфографии в VII–VIII классах на основе группировки орфограмм // Хрестоматия по методике русского языка: Преподавание орфографии и пунктуации в общеобразоват. учеб. заведениях: пособие для учителя / авт.-сост. В. Ф. Иванова, Б. И. Осипов. М.: Просвещение, 1995. С. 242–243.

10. Ларионова Л. Г. Речеведческо-орфографические упражнения: их роль в обучении на основе коммуникативно-деятельностного подхода // Русский язык в школе. 2019. Т. 80, № 5. С. 7–12. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2019-80-5-7-12.

11. Литневская Е. И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. Е. И. Литневской. М.: Академический проект, 2006. 590 с.

12. Полтева-Лазарис В. П. О системе попутного повторения орфографии в V классе // Повторение на уроках русского языка: сб. статей из опыта работы / сост. Т. А. Злобина. М.: Просвещение, 1978. С. 98–115.

13. Разумовская М. М. Совершенствование орфографической подготовки учащихся в VII–VIII классах // Повторение на уроках русского языка: сб. статей из опыта работы / сост. Т. А. Злобина. М.: Просвещение, 1978. С. 116–128.

14. Сергиевский А. П. Сопоставление при повторении орфографии // Хрестоматия по методике русского языка: Преподавание орфографии и пунктуации в общеобразоват. учеб. заведениях: пособие для учителя / авт.-сост. В. Ф. Иванова, Б. И. Осипов. М.: Просвещение, 1995. С. 227–230.

15. Скрябина О. А. Когнитивно-коммуникативный подход в обучении правописанию как текстооформляющей деятельности: монография. Рязань: Рязанский гос. ун-т им. С. А. Есенина, 2009. 404 с.

16. Соколова Г. П. Обобщающее повторение // Повторение на уроках русского языка: сб. статей из опыта работы / сост. Т. А. Злобина. М.: Просвещение, 1978. С. 19–32.

17. Соколова Г. П. «Эстафеты» по орфографии как один из методов повторения // Хрестоматия по методике русского языка: Преподавание орфографии и пунктуации в общеобразоват. учеб. заведениях: пособие для учителя / авт.-сост. В. Ф. Иванова, Б. И. Осипов. М.: Просвещение, 1995. С. 230–231.

18. Сопот Н. А. Использование коммуникативно-ситуативных задач для совершенствования орфографических умений учащихся 8–9 классов // Наука и Школа. 2018. № 4. С. 149–153.

19. Сухомлинский В. А. Избранные произведения: в 5 т. Т. 2 / отв. ред. А. Г. Дзеверин. Киев: Рад. школа, 1979. 718 с.

20. Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе. 3-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1980. 414 с.

21. Ушинский К. Д. Руководство к преподаванию по «Родному слову» (приложение к практической грамматике) // Хрестоматия по методике русского языка: Методы обучения русскому языку в общеобразоват. учреждениях: пособие для учителя / авт.-сост. М. Р. Львов. М.: Просвещение, 1996. С. 222–224.

22. Шатова Е. Г. Методика формирования обобщений при обучении орфографии // Хрестоматия по методике русского языка: Преподавание орфографии и пунктуации в общеобразоват. учеб. заведениях: пособие для учителя / авт.-сост. В. Ф. Иванова, Б. И. Осипов. М.: Просвещение, 1995. С. 245–247.

23. Шашкова Е. Г. Повторение по грамматике и орфографии // Методика грамматики и орфографии в начальных классах / под ред. Н. С. Рождественского. М.: Просвещение, 1975. С. 85–100.


Рецензия

Для цитирования:


Хоменко Е.В. Создание школьниками обучающих видеороликов как способ организации обобщающего повторения орфографии (на примере подготовки к выполнению 6­го задания ОГЭ по русскому языку). Русский язык в школе. 2024;85(4):32-46. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-4-32-46

For citation:


Khomenko E.V. Schoolchildren’s creation of educational videos as a way to organize integrative orthography revision (on the example of preparing for task 6 of the Russian language basic state examination (OGE)). Russian language at school. 2024;85(4):32-46. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-4-32-46

Просмотров: 274


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)