

Ценностно ориентированное обучение русскому языку как приоритет нашего времени (к юбилею научной школы аксиологической лингвометодики)
https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-4-7-17
Аннотация
Статья посвящена осмыслению важнейшей роли ценностно ориентированного обучения русскому языку в современном образовании. Ключевые положения выступлений Президента РФ В. В. Путина, Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, министра просвещения РФ С. С. Кравцова связаны с сохранением и укреплением традиционных духовно-нравственных ценностей. Поэтому 30-летняя деятельность научной школы «Аксиологическая лингвометодика: мировоззренческие и ценностные аспекты в школьном и вузовском преподавании русского языка», лидером которой является доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания русского языка Института филологии МПГУ А. Д. Дейкина, обладатель российских государственных наград — медали А. С. Пушкина, медали К. Д. Ушинского, становится как никогда актуальной. С использованием методов анализа научных исследований в области аксиологической лингвометодики, научного обобщения авторами охарактеризована деятельность научной школы, истоки которой связаны с концепцией М. Т. Баранова о формировании лингвистического мировоззрения школьников, изложены ключевые позиции аксиологической лингвометодики, обоснованные в концепции А. Д. Дейкиной и тринадцати докторских исследованиях ее учеников как научные направления, развивающие идею ценностно ориентированного обучения русскому языку в школе и вузе. В научных исследованиях докторского уровня, проведенных в русле научной школы аксиологической лингвометодики при научном консультировании А. Д. Дейкиной, разработаны ведущие лингвометодические подходы к обучению русскому языку. Наследуя идеи классиков отечественной методики, участники Московской методической научной школы создают и прогнозируют перспективные пути развития высшего и школьного образования в РФ, расширяют пространство научных исследований в разных регионах нашей страны, повышают научный статус методической науки, способствуют успешности межличностного и межкультурного общения на русском языке. Труды представителей и единомышленников аксиологической лингвометодической научной школы благотворно влияют на создание целостной ценностной картины мира средствами русского языка в современном образовании.
Ключевые слова
Об авторах
А. Д. ДейкинаРоссия
Алевтина Дмитриевна Дейкина, доктор педагогических наук, профессор
г. Москва
Г. М. Кулаева
Россия
Галина Михайловна Кулаева, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой русского языка и методики преподавания русского языка
г. Оренбург
О. Н. Левушкина
Россия
Ольга Николаевна Левушкина, доктор педагогических наук, доцент
г. Москва
В. Д. Янченко
Россия
Владислав Дмитриевич Янченко, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой методики преподавания русского языка
г. Москва
Список литературы
1. Алексеева О. В. Опыт научной школы А. Д. Дейкиной: концептуальность аксиологического подхода в процессе преподавания русского языка // Русистика. 2019. Том 17, № 4. С. 414–427. https://doi.org/10.22363/2618-8163-2019-17-4-414-427.
2. Буслаев Ф. И. О преподавании отечественного языка. Л.: Учпедгиз, 1941. 248 с.
3. Дейкина А. Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1990. 176 с.
4. Дейкина А. Д. Формирование у школьников ценностного взгляда на русский язык как культурно-национальный феномен // Формирование культуроведческой компетенции учащихся при обучении русскому языку: монография / науч. ред. А. Д. Дейкина. М.: Прометей, 2005. С. 9–27.
5. Дейкина А. Д. Методическая культура учителя-словесника в современной лингвообразовательной ситуации // Русский язык в школе. 2016. № 6. С. 3–5.
6. Дейкина А. Д. Аксиологическая методика преподавания русского языка: монография. М.: МПГУ, 2019. 212 с.
7. Дейкина А. Д., Янченко В. Д. Научная школа М. Т. Баранова: формирование лингвистического мировоззрения учащихся // Научные школы Московского педагогического государственного университета. Вып. 1. М.: Прометей МПГУ, 2008. С. 166–182.
8. Левушкина О. Н. Концепция аксиологического текстоцентризма в методических трудах А. Д. Дейкиной // Русский язык в школе. 2019. Т. 80, № 1. С. 10–15. URL: https://doi.org/10.30515/0131-6141-2019-80-1-10-15.
9. Острикова Т. А. Профессора xxI века: Дейкина Алевтина Дмитриевна (к юбилею ученого) // Вестник ХГУ им. Н. Ф. Катанова. 2019. № 1 (27). С. 136–149.
10. Янченко В. Д. Путь длиной в 40 лет: научная школа «Аксиологическая лингвометодика: мировоззренческие и ценностные аспекты в школьном и вузовском преподавании русского языка» // Наука и школа. 2019. № 1. С.189–192.
Рецензия
Для цитирования:
Дейкина А.Д., Кулаева Г.М., Левушкина О.Н., Янченко В.Д. Ценностно ориентированное обучение русскому языку как приоритет нашего времени (к юбилею научной школы аксиологической лингвометодики). Русский язык в школе. 2024;85(4):7-17. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-4-7-17
For citation:
Deikina A.D., Kulayeva G.M., Levushkina O.N., Yanchenko V.D. Value-based Russian language teaching as a priority of the modern era (to mark the anniversary of the Axiological linguistic methodology school of thought). Russian language at school. 2024;85(4):7-17. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-4-7-17