

Лингвистическая герменевтика образа Маргариты в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-3-63-73
Аннотация
В статье представлена аксиологически ориентированная лингвогерменевтическая интерпретация образа Маргариты из романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Актуальность статьи обусловлена как этической, так и научной уязвимостью безусловно положительной трактовки образа, господствующей в школьных учебниках. Цель работы – обосновать дискуссионность данного мнения и предложить собственную точку зрения. Методом исследования стала лингвистическая герменевтика художественного текста, приоритетом которой являются языковые факты и прежде всего лексическая семантика. На материале сложного образа булгаковского романа обоснована эффективность лингвистической герменевтики художественного текста, дополняющей и корректирующей результаты литературоведческого анализа. Особое внимание уделяется любви героини. Обнаружено текстуальное противоречие между эксплицитной и имплицитной информацией о любви Маргариты, что ставит под сомнение интерпретационную версию школьных учебников, идеализирующих ее любовь. Предложено лингвистическое обоснование образа Маргариты как носительницы демонического начала, изначально предрасположенной к сотрудничеству с сатаной и в безрассудном стремлении к любимому человеку ставшей служительницей тьмы. Основные выводы статьи сводятся к следующим утверждениям: 1) образ Маргариты не может трактоваться как безусловно положительный; 2) личность Маргариты не соответствует «психологическому портрету» выпускника школы; 3) любовь Маргариты – средство реабилитации ее контакта с нечистой силой; 4) в свете ценностных приоритетов русской культуры любовь Маргариты имеет девальвирующие признаки.
Об авторе
С. Г. ПавловРоссия
Сергей Геннадьевич Павлов, кандидат филологических наук, доцент
г. Нижний Новгород
Список литературы
1. Лихачев Д. С. Очерки по философии художественного творчества. СПб.: Блиц, 1999. 160 с.
2. РикёрП. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике / пер. с фр., вступ. ст. и коммент. И. С. Вдовиной. М.: Академический Проект, 2008. 695 с.
3. Соболева М. Е. Философская герменевтика: понятия и позиции. М.: Академический Проект, 2013. 151 с.
4. Чудновский В. В. Проблема авторского отношения к главной героине в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Филологический класс / ред. Н. И. Коновалова. Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун¬т, 2013. № 1(31). С. 80–84.
5. Чудакова М. О. Реалии 1930¬х в «Мастере и Маргарите» [Электронный ресурс]. URL: https://arzamas.academy/materials/1183 (дата обращения: 06.05.2023).
6. ШлейермахерФ. Герменевтика. СПб.: Европейский Дом, 2004. 242 с.
Рецензия
Для цитирования:
Павлов С.Г. Лингвистическая герменевтика образа Маргариты в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Русский язык в школе. 2024;85(3):63-73. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-3-63-73
For citation:
Pavlov S.G. Linguistic hermeneutics of the image of Margarita in M. A. Bulgakov’s novel "The Master and Margarita". Russian language at school. 2024;85(3):63-73. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-3-63-73