Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Лингвистическая герменевтика образа Маргариты в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-3-63-73

Аннотация

В статье представлена аксиологически ориентированная лингвогерменевтическая интерпретация образа Маргариты из романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Актуальность статьи обусловлена как этической, так и научной уязвимостью безусловно положительной трактовки образа, господствующей в школьных учебниках. Цель работы – обосновать дискуссионность данного мнения и предложить собственную точку зрения. Методом исследования стала лингвистическая герменевтика художественного текста, приоритетом которой являются языковые факты и прежде всего лексическая семантика. На материале сложного образа булгаковского романа обоснована эффективность лингвистической герменевтики художественного текста, дополняющей и корректирующей результаты литературоведческого анализа. Особое внимание уделяется любви героини. Обнаружено текстуальное противоречие между эксплицитной и имплицитной информацией о любви Маргариты, что ставит под сомнение интерпретационную версию школьных учебников, идеализирующих ее любовь. Предложено лингвистическое обоснование образа Маргариты как носительницы демонического начала, изначально предрасположенной к сотрудничеству с сатаной и в безрассудном стремлении к любимому человеку ставшей служительницей тьмы. Основные выводы статьи сводятся к следующим утверждениям: 1) образ Маргариты не может трактоваться как безусловно положительный; 2) личность Маргариты не соответствует «психологическому портрету» выпускника школы; 3) любовь Маргариты – средство реабилитации ее контакта с нечистой силой; 4) в свете ценностных приоритетов русской культуры любовь Маргариты имеет девальвирующие признаки.

Об авторе

С. Г. Павлов
Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина; Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского
Россия

Сергей Геннадьевич Павлов, кандидат филологических наук, доцент

г. Нижний Новгород



Список литературы

1. Лихачев Д. С. Очерки по философии художественного творчества. СПб.: Блиц, 1999. 160 с.

2. РикёрП. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике / пер. с фр., вступ. ст. и коммент. И. С. Вдовиной. М.: Академический Проект, 2008. 695 с.

3. Соболева М. Е. Философская герменевтика: понятия и позиции. М.: Академический Проект, 2013. 151 с.

4. Чудновский В. В. Проблема авторского отношения к главной героине в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Филологический класс / ред. Н. И. Коновалова. Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун¬т, 2013. № 1(31). С. 80–84.

5. Чудакова М. О. Реалии 1930¬х в «Мастере и Маргарите» [Электронный ресурс]. URL: https://arzamas.academy/materials/1183 (дата обращения: 06.05.2023).

6. ШлейермахерФ. Герменевтика. СПб.: Европейский Дом, 2004. 242 с.


Рецензия

Для цитирования:


Павлов С.Г. Лингвистическая герменевтика образа Маргариты в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Русский язык в школе. 2024;85(3):63-73. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-3-63-73

For citation:


Pavlov S.G. Linguistic hermeneutics of the image of Margarita in M. A. Bulgakov’s novel "The Master and Margarita". Russian language at school. 2024;85(3):63-73. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-3-63-73

Просмотров: 298


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)