Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Будущее время в пушкинской лирике как предмет школьного анализа

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-3-38-46

Аннотация

Предметом филологического анализа в статье является поэтика художественного времени в лирике А. С. Пушкина. Главное внимание уделяется будущему времени в его связи с настоящим временем. Использован метод литературоведческого анализа художественного текста в процессе подбора дидактического материала к изучаемым произведениям. В центре внимания – лирические стихотворения, изучаемые школьниками в основном в IX классе. Они сгруппированы тематически следующим образом: 1) свобода как желаемый идеал, верность идеалу; 2) гармоничные отношения между людьми; 3) судьба человека и ее этапы; 4) неумолимое движение времени: смерть, смена поколений, бессмертие. В методическую часть статьи входят задания следующих видов: 1) задания, которые связаны с обобщением на основе выявления символических образов и анализа композиции большого комплекса лирических текстов, относящихся к разным тематическим группам; 2) лингвостилистические задания, актуализирующие знания учащихся по лексикологии (анализ эпитетов и старославянизмов), морфологии (употребление частей речи в грамматических формах, обусловленных изменением в содержании лирического текста) и синтаксису (функции союза в сложноподчиненном предложении); 3) задание по развитию речи, основанное на приеме словесного рисования, развивающее творческое мышление девятиклассников, их воображение. Задания и вопросы нацелены на развитие у школьников образного мышления, а также навыков лексического, морфологического, синтаксического анализа текста; навыков выявления художественных функций языковых и речевых особенностей литературного произведения.

Об авторе

М. И. Шутан
Нижегородский институт развития образования
Россия

Мстислав Исаакович Шутан, доктор педагогических наук, кандидат филологических наук, доцент

г. Нижний Новгород



Список литературы

1. Виноградов В. В. Русский язык: грамматическое учение о слове. 2¬е изд. М.: Высшая школа, 1972. 614 с.

2. Гаспаров М. Л. Ясные стихи и «темные» стихи. М.: Фортуна ЭЛ, 2015. 413 с.

3. Грехнёв В. А. Мир пушкинской лирики. Н. Новгород: Нижний Новгород, 1994. 467 с.

4. Мосунова Л. А. Словесное рисование как способ преодоления фрагментарности восприятия // Русский язык в школе. 2024. Т. 85, № 1. С. 7–15. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-1-7-15.

5. НикишовЮ. М. О пророчествах А. С. Пушкина // Вестник тверского государственного университета. Серия: Филология. 2015. № 1. С. 75–80.

6. НиколинаН.А. Категория времени глагола // Поэтическая грамматика: в 2 т.; Е. В. Красильникова (отв. редактор), И. И. Ковтунова, Н. А. Николина. Т. 1. М.: Азбуковник. М., 2006. 429 с.

7. Проскурин О. А. Поэзия Пушкина, или Подвижный палимсест. М.: Новое литературное обозрение, 1999. 462 с.

8. Сильман Т. И. Заметки о лирике. Л.: Советский писатель, 1977. 223 с.

9. Слинина Э.В. Мысль о будущем и императивная форма речи в лирике Пушкина // Проблемы современного пушкиноведения: межвузовский сборник научных трудов. Псков, 1991. С. 88–100.

10. Степанов Н.Л. Лирика Пушкина: очерки и этюды. 2¬е изд. М.: Художественная литература, 1974. 368 с.


Рецензия

Для цитирования:


Шутан М.И. Будущее время в пушкинской лирике как предмет школьного анализа. Русский язык в школе. 2024;85(3):38-46. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-3-38-46

For citation:


Shutan M.I. Future tense in Pushkin’s lyrics as a subject for analysis at school. Russian language at school. 2024;85(3):38-46. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-3-38-46

Просмотров: 239


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)