Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Описания в текстах В.В. Набокова: обновление приемов в соперничестве с киноязыком (к 125­-летию со дня рождения)

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-2-69-78

Аннотация

В статье обсуждаются новаторские приемы построения описаний в текстах В.В. Набокова «Камера обскура» и «Волшебник». Актуальность темы обусловлена, с одной стороны, нерешенностью проблемы выделения инвариантных признаков описания и атрибуции его периферийных форм, с другой стороны, отсутствием работ, в полном объеме раскрывающих технику создания описаний В.В. Набоковым. Исследование опирается на достижения в изучении визуальной поэтики этого автора, интерес к которой в последние годы растет. В статье использовались следующие методы: лексико-семантический, морфологический, синтаксический анализ отдельных языковых единиц, лингвостилистический анализ текста, интертекстуальный и семиотический анализ, контент-анализ, сопоставительный анализ двух текстов, отражающий динамику идиостиля В.В. Набокова. Исследование показало, что описательные фрагменты в текстах этого автора в большинстве своем не имеют четких границ, могут накладываться на повествование или чередоваться с ним, в том числе в рамках одного предложения. В статье предлагается называть такую технику «фузионным стилем». Сделан вывод о том, что одной из важных функций описаний у В.В. Набокова является воплощение мегаметафоры пленка жизни. Язык описаний заимствует приемы у киноязыка, в частности монтажные приемы, наложение кадров через двойную экспозицию, звукообразы. Выявлены стилистические приемы, способные иконически воплощать элементы киноязыка. К ним относятся контаминация, эллипсис, раздвижные аллюзии, двуплановые сравнения, парономазия. Делается вывод о возрастании плотности этих приемов в текстах В.В. Набокова по мере роста его мастерства. Показано, что визуальную поэтику писатель объективирует с помощью таких языковых средств, как вставные конструкции, обособленные обороты, перечислительные ряды, группы назывных предложений.

Об авторе

О. В. Евтушенко
Московский государственный лингвистический университет
Россия

Евтушенко Ольга Валерьевна - доктор филологических наук, доцент, профессор.

Москва



Список литературы

1. Барабтарло Г. Бирюк в чепце // Звезда. 1996. № 11. С. 192–206.

2. Борисов А. А. Модели стилистического осмысления описания природы: композиционно-речевая форма «статическое описание» и композиционно­речевая форма «динамическое описание» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 3–1(33). С. 48–52.

3. Брандес М. П. Стилистика текста: теоретический курс: учебник. 3­-е изд,, перераб. и доп. М.: Прогресс-Традиция; Инфра-­М, 2004. 413 с.

4. Булавина М. А. К вопросу о разграничении функционально-смысловых типов речи // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2008. № 1. С. 60–66.

5. Валгина Н. С. Теория текста: учеб. пособие. М.: Логос, 2003. 279 с.

6. Волошинов В. Н. (Бахтин М. М.) Марксизм и философия языка: основные проблемы социологического метода в науке о языке. М.: Лабиринт, 1993. 192 с.

7. Двинятин Ф. Н. Пять пейзажей с набоковской сиренью // Владимир Набоков: pro et contra: в 2 т. Т. 2. СПб.: РХГИ, 2001. С. 291–314.

8. Дроздова А. О. Мандрагора в райском саду: растительные образы в повести В. Набокова «Волшебник» // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2022. Т. 8, № 4(32). С. 60–76. https://doi.org/10.21684/2411-197x-2022-8-4-60-76.

9. Лаенко Л. В., Душкова А. М. Пейзажная единица художественного текста: современные подходы и перспективы исследования // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2020. № 3. С. 34–41. https://doi.org/10.17308/lic.2020.3/2929.

10. Левин Ю. И. О «Даре» // Левин Ю. И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. М.: Языки русской культуры, 1998. С. 287–322.

11. Смирнов И. «Книга будет смеяться»: Маяковский и Брики в «Камере обскуре» Владимира Набокова // Звезда. 2020. № 10. С. 255–273.

12. Функционально-смысловые единицы речи: типология, исходные модели и принципы развертывания / под общ. ред. К. А. Роговой. СПб.: Златоуст, 2017. 320 с.

13. Хандархаева И. Ю. К вопросу о динамическом описании // Вестник Бурятского государственного университета. Язык. Литература. Культура. 2019. № 2. С. 56–62.

14. Чернейко Л. О. Как рождается смысл. Смысловая структура художественного текста и лингвистические принципы ее моделирования: учеб. пособие по спецкурсу для студентов. М.: Гнозис, 2017. 208 с.


Рецензия

Для цитирования:


Евтушенко О.В. Описания в текстах В.В. Набокова: обновление приемов в соперничестве с киноязыком (к 125­-летию со дня рождения). Русский язык в школе. 2024;85(2):69-78. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-2-69-78

For citation:


Evtushenko O.V. Descriptions in V.V. Nabokov’s texts: perfecting techniques in competition with the cinematic language (to the 125th anniversary of the birth). Russian language at school. 2024;85(2):69-78. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-2-69-78

Просмотров: 312


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)