Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Создание искусственного языка как инструмент оценки метаязыковых способностей детей

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-2-28-39

Аннотация

Цель автора – представить анализ двух проектов искусственного языка Uniling, созданного учащимися V–IX классов в рамках лингвистического профиля учебного лагеря Formula de Integreco в июне 2017 г. и январе 2018 г. Методы исследования: структурный анализ искусственного языка, а также процесса его создания в сопоставлении с русским языком – родным для всех участников эксперимента. Результаты исследования: особые условия разработки искусственного языка позволяют проследить этапы его ускоренной «эволюции», наращивание сложности на всех его уровнях, которое становится возможным за счет отказа от первоначальной установки на соблюдение закона экономии и повышения случайно возникающих исключений до статуса правила, экстраполируемого на другие единицы искусственного языка того же порядка, что свидетельствует о важности для детей понятия нормы и о возможности четкой грамматической дифференциации при вторичности грамматического значения относительно лексико-понятийного. Не меньшую значимость дети придают и внутренней форме слов, что делает возможным создание лексем средствами самого искусственного языка без опоры на материал естественных языков-субстратов, а также намечает системные связи в рамках тематических групп при очевидной слабости гиперо-гипонимических связей – отсутствии в лексиконе Uniling родовых понятий. При этом на первый план нередко выходят представления об эстетике и благозвучности, что отражается на плане выражения лексем искусственного языка, а также на представлении о его прагматическом потенциале, что особенно хорошо видно на уровне синтаксиса благодаря введению маркеров отдельных семантических ролей, не характерных для русского языка (бенефактива и малефактива). Выводы: анализ искусственного языка позволяет выявить слабые и сильные стороны метаязыковых представлений детей, что может быть учтено в процессе преподавания русского языка в школе.

Об авторе

А. А. Брыкова
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Брыкова Александра Андреевна - кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры русского языка.

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Бодуэн де Куртенэ И. А. Вспомогательный международный язык // Бодуэн де Куртенэ И. А. Избранные работы по общему языкознанию: в 2 т. Т. II. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1963. С. 144–160.

2. Бондарко А. В. Теория морфологических категорий и аспектологические исследования. М.: Языки славянских культур, 2005. 620 с.

3. Гридина Т. А. К истокам вербальной креативности: творческие эвристики детской речи // Лингвистика креатива – 1: монография / под общ. ред. проф. Т. А. Гридиной. Екатеринбург: ФГБОУ «Урал. гос. пед. ун-т», 2013. С. 5–58.

4. Костюхин А. А. Классификации конлангов в современной интерлингвистике // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2023. Вып. 2 (870). С. 28–34. http://doi.org/10.52070/2542-2197_2023_2_870_28.

5. Кузнецов С. Н. И. А. Бодуэн де Куртенэ об искусственном языке (1905) // Современная наука. 2015. № 4. С. 92–95.

6. Марьин Д. В. Искусственные языки как модель в процессе лингвистического исследования // Сибирский филологический журнал. 2007. № 4. С. 149–152.

7. Пиперски А. Конструирование языков: От эсперанто до дотракийского. М.: Альпина нонфикшн, 2017. 224 с.

8. Саенко М. Н. Реконструкция праславянского списка Сводеша // Вестник РГГУ. Серия: Филологические науки. Языкознание. 2013. № 10. С. 139–148.

9. Течнер С. Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра / Стивен фон Течнер, Харальд Мартинсен; пер. с англ. И. А. Чистович. М.: Теревинф, 2014. 428 с.

10. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: учеб. пособие. для студ. высш. учеб. заведений. М: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2000. 240 с.

11. Brugmann K., Leskien A. Zur Kritik der künstlichen Weltsprachen. Strassburg: K. J. Trübner, 1907. 48 s.

12. Jespersen O. An international language. London: Routledge. 2006. 416 p.

13. Novikov F. N. Constructed languages as semantic and semiotic systems // RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics. 2022. Vol. 13, No. 3. P. 455–467. http://doi.org/10.22363/2313-2299-2022-13-2-455-467.

14. Peterson D. The art of language invention: from Horse-Lords to Dark Elves, the words behind world­building. New York: Penguin Books, 2015. 292 p.


Рецензия

Для цитирования:


Брыкова А.А. Создание искусственного языка как инструмент оценки метаязыковых способностей детей. Русский язык в школе. 2024;85(2):28-39. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-2-28-39

For citation:


Brykova A.A. Artificial language creation as a tool for assessing children’s metalinguistic abilities. Russian language at school. 2024;85(2):28-39. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-2-28-39

Просмотров: 1119


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)