Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Лингвокультурные концепты через призму прецедентных феноменов мини-текстов интернет-дискурса (методологические размышления)

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-2-7-17

Аннотация

В статье рассматривается новая антропопрактика методической лингвоконцептологии, методологически ориентированная на теорию прецедентики и исследования в области лингвистики креатива. Актуальность исследования связана с тем, что лингвокреативная составляющая речевой деятельности цифрового поколения все больше связана с интернет-пространством, поэтому есть необходимость в методическом освоении новых коммуникативных территорий. Цель настоящей статьи – в русле лингвоконцептоцентрического подхода рассмотреть методический потенциал освоения лингвокультурных концептов через призму прецедентных феноменов мини-текстов интернет-дискурса (стишков-пирожков и стишков-порошков). Особенности таких текстов автором соотносятся с некоторыми характеристиками современного сетевого дискурса: экспансией демонстративности, ювенилизацией общения, поликодовостью и визуализированностью представления информации, нивелированием стилистических различий устной и письменной речи, репликовостью коммуникации. На конкретных примерах с опорой на прецедентные единицы показана работа приемов языковой игры в рамках лингвистики креатива. Основной метод исследования – метод анализа ассоциативно-культурного контекста прецедентного феномена. Отрефлексирована значимость и актуальность нового дидактического материала как продукта культуры метамодернизма в развитии креативной языковой личности представителей интернет-поколения в границах единого культурного кода. Делается вывод о педагогической целесообразности использования мини-текстов в качестве востребованного цифровым поколением провокативного материала, с одной стороны, как актуализатора прецедентных смыслов концептов русской культуры, являющихся основой для построения собственного гештальта в условиях гармонизирующего диалога; с другой – как триггера развития лингвокреативной способности старшеклассника или студента в роли игрока-креатора или игрока-интерпретатора.

Об авторе

Н. Л. Мишатина
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Россия

Мишатина Наталья Львовна - доктор педагогических наук, профессор.

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Барт Р. От произведения к тексту // Барт Р. Семиотика. Поэтика: Избранные работы. М.: Универс, 1994. С. 413–423.

2. Воркачев С. Г. Studia selecta: избранные работы по теории лингвокультурного концепта: монография. Волгоград: Парадигма, 2013. 167 с.

3. Гридина Т. А. Языковая игра в художественном тексте: монография. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2008. 165 с.

4. Гридина Т. А. Глава I. Идиостилевые ракурсы языковой игры: гротескный мир Вагрича Бахчаняна // Лингвистика креатива – 5: монография / под общей ред. Т. А. Гридиной. Екатеринбург: ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», 2020. С. 14–60.

5. Дымарский М. Я. Между жанром и творчеством, или К становлению пирожкового мышления языковой личности // Жанры речи: сб. науч. ст. Вып. 8: Памяти К. Ф. Седова. Саратов; М., 2012. С. 385–390.

6. Карасик В. И., Слышкин Г. Г. Тенденции развития современного дискурса // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2021. № 1. С. 4–31. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2021-1-14-31.

7. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2019. 264 с.

8. Красных В. В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология: лекц. курс. М.: Гнозис, 2002. 282 с.

9. Кронгауз М. А. Переосмысление текста и мотив превращения в малом жанре интернет-поэзии («порошок») // Слово.ру: балтийский акцент. 2019. Т. 10, № 4. C. 109–126. https://doi.org/10.5922/2225-5346-2019-4-9.

10. Леонтьев А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М.: Наука, 1969. 307 с.

11. Мишатина Н. Л. Методическая лингвоконцептология: перезагрузка в эпоху метамодернизма // Русский язык в школе. 2022. Т. 83, № 4. С. 7–16. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-4-7-16.

12. Петренко С. Н. Пирожки и порошки: сетевая поэзия между фольклором и литературой // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2014. № 7 (92). С. 129–135.

13. Чемезова И. А. Неустранимая тяга к креативности, или Прецедентная языковая игра в интернет-сообществах (на примере сообщества

14. «Порошки») // Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива. 2019. Вып. 2 (28). С. 151–161.

15. Чемезова И. А., Варенцова Д. А. Классические прецедентные тексты в интернет-фольклоре молодежи: аксиологический аспект // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2022. № 1. С. 195–206. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2022-1-195-206.

16. Черняк В. Д. Глава 1. Прецедентные феномены и интертекстуальный тезаурус // Прецедентика в тезаурусе языковой личности: монография / под ред. В. А. Ефремова. СПб.: ООО «Виктория плюс», 2023. С. 19-35.

17. Черняк В. Д., Черняк М. А. Глава 2. Прецедентные феномены в тезаурусе молодого современника: экспериментальные данные. Н. А. Некрасов // Прецедентика в тезаурусе языковой личности: монография / под ред. В. А. Ефремова. СПб.: ООО «Виктория плюс», 2023. С. 45–54.

18. Черняк В. Д., Черняк М. А., Ефремов В. А. Глава 2. Прецедентные феномены в тезаурусе молодого современника: экспериментальные данные. Б. Ш. Окуджава // Прецедентика в тезаурусе языковой личности: монография / под ред. В. А. Ефремова. СПб: ООО «Виктория плюс», 2023. С. 62–71.

19. Щукина К. А. Прецедентные феномены в пирожках и порошках – новых жанрах современной интернет-поэзии // Мир русского слова. 2015. № 4. С. 49–54.


Рецензия

Для цитирования:


Мишатина Н.Л. Лингвокультурные концепты через призму прецедентных феноменов мини-текстов интернет-дискурса (методологические размышления). Русский язык в школе. 2024;85(2):7-17. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-2-7-17

For citation:


Mishatina N.L. Linguocultural concepts through the prism of precedent phenomena of Internet discourse mini-texts (methodological reflections). Russian language at school. 2024;85(2):7-17. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-2-7-17

Просмотров: 569


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)