Словообразовательные и лексические интенсификаторы в современном русском языке: активные процессы
https://doi.org/10.30515/0131-6141-2023-84-6-69-80
Аннотация
В статье рассматриваются способы представления функционально-семантической категории интенсивности на лексическом и словообразовательном уровнях языка. На лексическом уровне описаны единицы, выражающиеся отдельным словом (наречием, прилагательным), устойчивой предложно-падежной формой, фразеологизмом; на словообразовательном уровне описаны деривационные средства и новообразования с этими средствами, а также словообразовательные способы и модели. Актуальность работы обусловлена вниманием к динамическим процессам, определяющим развитие категории интенсивности в языке XXI в. Цель статьи – показать динамику класса словообразовательных и лексических интенсификаторов в современных медийных и художественных текстах. Материалом исследования послужили словообразовательные и лексико-семантические интенсификаторы в медийных и художественных текстах. Источниками материала явились тексты печатных и электронных СМИ, теле- и радиоэфира, а также художественной литературы XXI в. В рамках уровневого подхода применяются методы деривационного и лексико-семантического анализа; функционально-прагматической аспект исследования обусловил применение контекстуального и прагмастилистического анализа. В результате проведенного исследования охарактеризованы продуктивные словообразовательные средства (аффиксы и аффиксоиды) и способы (редупликация) выражения интенсивности, а также новообразования с этими средствами; показана связь категории интенсивности и оценочности в деривационных процессах; выявлены факторы, обусловливающие экспрессивно-оценочный характер новообразований (семантико-стилистические особенности формантов и мотивирующих основ, контекст). Раскрываются направления развития лексических интенсификаторов: 1) расширение синтагматических возможностей и связанное с ним возникновение в речи новых словосочетаний, нарушающих лексикографически закрепленные традиции; 2) пополнение класса новыми единицами как результат внутреннего заимствования и семантической деривации. Новые интенсификаторы, обладающие яркой экспрессивностью, образностью и оценочностью, служат инструментом экспрессивизации речи.
Ключевые слова
Об авторах
Л. В. РацибурскаяРоссия
Лариса Викторовна Рацибурская, доктор филологических наук, профессор
г. Нижний Новгород
М. В. Сандакова
Россия
Марина Всеволодовна Сандакова, доктор филологических наук, профессор
г. Нижний Новгород
Список литературы
1. Коряковцева Е. И. Интернационализация, демократизация и «медиатизация» славянских языков в условиях глобализации (словообразовательный аспект) // Globalizacja a języki słowiańskie. Globalization and Slavic languages. Uniwersytet Przyrodniczo-Humanistyczny w Siedlcach. Siedlce: Wydawnictwo Naukowe Uniwersytetu Przyrodniczo-Humanistycznego w Siedlcach, 2018. С. 33–47.
2. Николина Н. А.. Фролова Е. А., Литвинова М. М. Словообразование современного русского языка. М.: Академия, 2005. 160 с.
3. Райцева Н. А. Словообразовательные средства выражения интенсивности в современном русском языке // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова. Общественные науки. 2012. № 1. С. 308– 312.
4. Химик В. В. Субъективно-оценочный потенциал русского словообразования // Русская словесность в контексте мировой культуры. Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2007. С. 445–449.
Рецензия
Для цитирования:
Рацибурская Л.В., Сандакова М.В. Словообразовательные и лексические интенсификаторы в современном русском языке: активные процессы. Русский язык в школе. 2023;84(6):69-80. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2023-84-6-69-80
For citation:
Ratsiburskaya L.V., Sandakova M.V. Derivational and lexical intensifiers in modern Russian: active processes. Russian language at school. 2023;84(6):69-80. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2023-84-6-69-80