Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Сердце не ёкает, или Русинглиш в современной России

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2023-84-3-91-98

Полный текст:

Аннотация

В статье поднимаются социолингвистические и когнитивные проблемы взаимодействия русского и английского языков в современной России. Основная цель автора – показать, как контаминация двух различных языковых кодов влияет на мышление, сознание, культуру, духовное состояние индивидуумов и нации в целом. Выделяются объективные и субъективные факторы, способствующие возникновению языка-гибрида, так называемого русинглиша. Отмечаются побудительные причины его использования русскоговорящими. Обращается внимание на недостаток в современном российском обществе условий для формирования защитного механизма речевой культуры – чувства языка. Показано, как расшатываются языковые нормы (в том числе грамматические), стираются грани между литературным языком и жаргонами. Иллюстративный материал отражает типичные случаи употребления. Ставятся жизненно необходимые задачи сохранения и защиты русского литературного языка, эмотивного и культурного кода российской нации, возрождения русской ментальности (мышления в формах языка). Подчеркивается необходимость продуманной языковой политики, просветительской работы и ответственности российских общественных деятелей. В исследовании применяются методы когнитивного, контекстуального, сопоставительного, лексико-этимологического, словообразовательного и грамматического анализа.

Об авторе

О. С. Ильченко
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Ольга Сергеевна Ильченко, доктор филологических наук, доцент

г. Санкт-Петербург



Список литературы

1. Колесов В. В. Русская ментальность в языке и тексте. СПб.: Петербургское востоковедение, 2006. 624 с.

2. Кронгауз М. А. Русский язык на грани нервного срыва. М.: АСТ: CORPUS, 2019. 512 с.

3. Крысин Л. П. Этапы освоения иноязычного слова // Русский язык в школе. 1991. № 2. С. 74–78.

4. Паустовский К. Г. Золотая роза. М.: Советский писатель, 1983. 368 с.

5. Пушкин А. С. Отрывки из писем, мысли и замечания // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: в 17 т. Т. 11: Критика и публицистика. 1918–1934. М.: Воскресенье, 1996. С. 52–53.

6. Тер-Минасова С. Г. Великий и могучий или глобальный? // Наука и жизнь: ежемесячный научно­популярный журнал. 2014. № 9. С. 22–25.

7. Якубинский Л. П. Реформа литературного языка при Петре I // Избранные работы. Язык и его функционирование. М.: Наука, 1986. С. 159–162.


Рецензия

Для цитирования:


Ильченко О.С. Сердце не ёкает, или Русинглиш в современной России. Русский язык в школе. 2023;84(3):91-98. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2023-84-3-91-98

For citation:


Ilchenko О.S. The heart does not sink or Runglish in modern Russia. Russian language at school. 2023;84(3):91-98. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2023-84-3-91-98

Просмотров: 143


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)