Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Символика белого цвета в стихотворении Р. Рождественского «Кладбище под Парижем»: лингвокультурологический аспект

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2023-84-3-38-44

Полный текст:

Аннотация

Стихотворение Роберта Рождественского «Кладбище под Парижем», несмотря на

то что его автор жил в эпоху распространения идей научного атеизма, представляет собой художественный опыт осмысления Гражданской войны как евангельского греха братоубийства. Цель статьи – проанализировать текст произведения в лингвокультурологическом аспекте. Исследование проводилось с применением следующих методов: историко-генетического, описательного, метода наблюдения над стилистическими функциями языковых единиц и методов нарративного, семантического, компонентного и лингвостилистического анализа. В результате были проанализированы выступающие в роли главного объекта исследования слова и устойчивые сочетания, при помощи которых автор передает семантические оттенки белого цвета и создает необходимый для их контрастного восприятия контекстуальный фон. Доминантным лексическим репрезентантом семантики белого цвета в стихотворении Р. Рождественского является прилагательное белый, неоднократно повторяемое в разных грамматических формах. Экспрессивный эффект при восприятии произведения достигается прежде всего органичным сочетанием двух основных узуальных лексико-семантических вариантов (ЛСВ) ключевого слова с контекстуальными семантическими оттенками ‘цвет савана’, ‘цвет одежд ангелов, святых’ и актуализацией закрепленных за этим цветообозначением концептуально значимых для русского менталитета ассоциативно взаимосвязанных тем смерти и святости. Лингвокультурологическая значимость в тексте лексической доминанты белый и ее семантических оттенков усиливается с помощью однокоренного наречия добела, ассоциативно близких обозначений березовый, облака, свечи и других тематически взаимодействующих с ним слов и выражений. Авторы приходят к выводу, что семантика белого цвета в стихотворении «Кладбище под Парижем» выполняет текстообразующую и смыслообразующую функции, поскольку создает общую элегическую тональность произведения и в значительной степени помогает объективно оценить авторский замысел и его художественную реализацию в тексте.

Об авторах

О. Е. Вороничев
Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского
Россия

Олег Евгеньевич Вороничев, доктор филологических наук, доцент

г. Брянск



А. О. Вороничева
Брянский государственный инженерно-технологический университет
Россия

Анастасия Олеговна Вороничева, кандидат филологических наук, старший преподаватель

г. Брянск



Список литературы

1. Андреева К. А. Лингвоцветовая картина мира и диалог культур [Электронный ресурс]. URL: http://frgf.utmn.ru/last/No11/text07.htm (дата обращения: 21.01.2021).

2. Вежбицкая А. Обозначения цвета и универсалии зрительного восприятия // Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М.: Русское слово, 1996. С. 231–291.

3. Левин Ю. И. Структура русской метафоры // Левин Ю. И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. М.: Языки русской культуры, 1998. С. 457–463.

4. Пущаев Ю. В. Белые в русскую гражданскую: кто они были и чего хотели. Беседа с историком Василием Цветковым 28.03.2019 [Электронный ресурс]. URL: https://pravoslavie.ru/120195.html (дата обращения: 19.01.2021).

5. Рахилина Е. В. О семантике прилагательных цвета // Наименования цвета в индоевропейских языках: системный и исторический анализ / отв. ред. д­р филол. наук А. П. Василевич. М.: URSS: КомКнига, 2011. 316 с.

6. Фрумкина Р. М. Цвет, смысл, сходство (аспекты психолингвистического анализа). М.: Наука, 1984. 176 с.

7. Щерба Л. В. Опыты лингвистического толкования стихотворений. I. «Воспоминание» Пушкина // Щерба Л. В. Избранные работы по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1957. С. 26–44.


Рецензия

Для цитирования:


Вороничев О.Е., Вороничева А.О. Символика белого цвета в стихотворении Р. Рождественского «Кладбище под Парижем»: лингвокультурологический аспект. Русский язык в школе. 2023;84(3):38-44. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2023-84-3-38-44

For citation:


Voronichev O.E., Voronichevа A.O. White colour symbolism in the poem "A Cemetery near Paris" by R. Rozhdestvensky: a linguoculturological aspect. Russian language at school. 2023;84(3):38-44. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2023-84-3-38-44

Просмотров: 121


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)