

Символика белого цвета в стихотворении Р. Рождественского «Кладбище под Парижем»: лингвокультурологический аспект
https://doi.org/10.30515/0131-6141-2023-84-3-38-44
Аннотация
Стихотворение Роберта Рождественского «Кладбище под Парижем», несмотря на
то что его автор жил в эпоху распространения идей научного атеизма, представляет собой художественный опыт осмысления Гражданской войны как евангельского греха братоубийства. Цель статьи – проанализировать текст произведения в лингвокультурологическом аспекте. Исследование проводилось с применением следующих методов: историко-генетического, описательного, метода наблюдения над стилистическими функциями языковых единиц и методов нарративного, семантического, компонентного и лингвостилистического анализа. В результате были проанализированы выступающие в роли главного объекта исследования слова и устойчивые сочетания, при помощи которых автор передает семантические оттенки белого цвета и создает необходимый для их контрастного восприятия контекстуальный фон. Доминантным лексическим репрезентантом семантики белого цвета в стихотворении Р. Рождественского является прилагательное белый, неоднократно повторяемое в разных грамматических формах. Экспрессивный эффект при восприятии произведения достигается прежде всего органичным сочетанием двух основных узуальных лексико-семантических вариантов (ЛСВ) ключевого слова с контекстуальными семантическими оттенками ‘цвет савана’, ‘цвет одежд ангелов, святых’ и актуализацией закрепленных за этим цветообозначением концептуально значимых для русского менталитета ассоциативно взаимосвязанных тем смерти и святости. Лингвокультурологическая значимость в тексте лексической доминанты белый и ее семантических оттенков усиливается с помощью однокоренного наречия добела, ассоциативно близких обозначений березовый, облака, свечи и других тематически взаимодействующих с ним слов и выражений. Авторы приходят к выводу, что семантика белого цвета в стихотворении «Кладбище под Парижем» выполняет текстообразующую и смыслообразующую функции, поскольку создает общую элегическую тональность произведения и в значительной степени помогает объективно оценить авторский замысел и его художественную реализацию в тексте.
Ключевые слова
Об авторах
О. Е. ВороничевРоссия
Олег Евгеньевич Вороничев, доктор филологических наук, доцент
г. Брянск
А. О. Вороничева
Россия
Анастасия Олеговна Вороничева, кандидат филологических наук, старший преподаватель
г. Брянск
Список литературы
1. Андреева К. А. Лингвоцветовая картина мира и диалог культур [Электронный ресурс]. URL: http://frgf.utmn.ru/last/No11/text07.htm (дата обращения: 21.01.2021).
2. Вежбицкая А. Обозначения цвета и универсалии зрительного восприятия // Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М.: Русское слово, 1996. С. 231–291.
3. Левин Ю. И. Структура русской метафоры // Левин Ю. И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. М.: Языки русской культуры, 1998. С. 457–463.
4. Пущаев Ю. В. Белые в русскую гражданскую: кто они были и чего хотели. Беседа с историком Василием Цветковым 28.03.2019 [Электронный ресурс]. URL: https://pravoslavie.ru/120195.html (дата обращения: 19.01.2021).
5. Рахилина Е. В. О семантике прилагательных цвета // Наименования цвета в индоевропейских языках: системный и исторический анализ / отв. ред. др филол. наук А. П. Василевич. М.: URSS: КомКнига, 2011. 316 с.
6. Фрумкина Р. М. Цвет, смысл, сходство (аспекты психолингвистического анализа). М.: Наука, 1984. 176 с.
7. Щерба Л. В. Опыты лингвистического толкования стихотворений. I. «Воспоминание» Пушкина // Щерба Л. В. Избранные работы по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1957. С. 26–44.
Рецензия
Для цитирования:
Вороничев О.Е., Вороничева А.О. Символика белого цвета в стихотворении Р. Рождественского «Кладбище под Парижем»: лингвокультурологический аспект. Русский язык в школе. 2023;84(3):38-44. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2023-84-3-38-44
For citation:
Voronichev O.E., Voronichevа A.O. White colour symbolism in the poem "A Cemetery near Paris" by R. Rozhdestvensky: a linguoculturological aspect. Russian language at school. 2023;84(3):38-44. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2023-84-3-38-44