Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Обеспечение целостности содержания дисциплины «Методика преподавания русского языка»: системный подход

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2023-84-2-79-87

Полный текст:

Аннотация

Стратегию обучения дисциплине определяет способ структурирования ее содержания. От целостности усвоения содержания студентами зависит формирование у них системного мышления. В обеспечении целостного усвоения содержания учебных предметов модульной структуры – предметов, изучаемых в течение двух и более семестров с промежуточной аттестацией, – возникают трудности: студенты воспринимают каждый модуль как отдельную дисциплину, не устанавливают системные связи между ними. Цель исследования – поиск способа обеспечения целостного (системного) усвоения дисциплины модульной структуры «Методика преподавания русского языка». В статье предложено решение системного структурирования содержания лингвометодической подготовки студентов. Исследование проводилось в рамках системного подхода. Изучение содержания курса методики преподавания русского языка как системы потребовало выявления его компонентов и определение их связей и системообразующего компонента. Цель обучения русскому языку в I–XI классах – развитие языковой личности учащихся. Опора на понятие и структуру языковой личности позволила выделить в качестве системообразующего компонента раздел курса методики русского языка в V–IX классах «Методика работы над культурой речи и стилистикой». Этот раздел активизирует связи элементов каждого раздела и разделов между собой и тем самым обеспечивает целостность содержания курса методики преподавания русского языка.

Об авторе

Л. М. Манакова
Алтайский государственный педагогический университет
Россия

Людмила Михайловна Манакова, кандидат педагогических наук, доцент

г. Барнаул



Список литературы

1. Алексеева М. Б. Теория систем и системный анализ. М.: Юрайт, 2021. 304 с.

2. Блауберг И. В. Проблема целостности и системный подход. М.: Эдиториал УРСС, 1997. 452 с.

3. Большие идеи для содержания образования / М. В. Гасинец, Н. А. Авдеенко, А. М. Михайлова и др. М.: НИУ ВШЭ, 2020. 60 с.

4. Гейвин Х. Когнитивная психология. Минск: Питер, 2003. 272 с.

5. Горохов А. В. Основы системного анализа. М.: Юрайт, 2020. 140 с.

6. Каган М. С. Избранные труды: в 7 т. Т. 1: Проблемы методологии. СПб.: ИД «Петрополис », 2006. 356 с.

7. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М.: Изд-во ЛКО, 2010. 264 с.

8. Левушкина О. Н. Коммуникативные качества речи (VII класс) // Русский язык в школе. 2016. № 10. С. 21–25.

9. Лобанов А. П. Когнитивная психология. Минск: Новое знание; М.: Инфра-М, 2014. 376 с.

10. Методика преподавания в высшей школе / В. И. Блинов и др. М.: Юрайт, 2014. 315 с.

11. Методика преподавания русского языка в школе / под ред. М. Т. Баранова. М.: Издат. центр «Академия», 2000. 368 с.

12. О’Коннор Дж., Макдермотт И. Искусство системного мышления: необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. 256 с.

13. Особенности применения системного подхода в педагогике / П. Н. Гапонюк, Н. К. Карпова, В. И. Мареев и др. // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2012. № 11. С. 021–030.

14. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов. М.: Владос-Пресс, 2004. 365 с.

15. Топилин Д. Н., Назаренко М. А. Системное мышление как успешный способ организации деятельности // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 12. С. 57.

16. Трубина Л. А., Ерохина Е. Л. Содержание и новые формы организации предметно-методической подготовки в условиях внедрения «Ядра педагогического образования» // Наука и школа. 2022. № 4. С. 34–44. http://doi.org/10.31862/1819-463X-2022-4-34-44.

17. Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. М.: Народное образование. 1996. 160 с.

18. Шадриков В. Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. 186 с.


Рецензия

Для цитирования:


Манакова Л.М. Обеспечение целостности содержания дисциплины «Методика преподавания русского языка»: системный подход. Русский язык в школе. 2023;84(2):79-87. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2023-84-2-79-87

For citation:


Manakova L.M. Ensuring the content integrity of the discipline "Russian language teaching methodology": a systematic approach. Russian language at school. 2023;84(2):79-87. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2023-84-2-79-87

Просмотров: 163


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)