

Окончания существительных и финали -ие, -ии в предлогах (из материалов академического описания русской орфографии)
https://doi.org/10.30515/0131-6141-2023-84-2-66-78
Аннотация
В статье представлен фрагмент академических правил – правила написания безударных гласных в окончаниях существительных. К правилам приложены таблицы и учебно-методические материалы. Этот раздел орфографии хорошо изучен и описан как в научной, так и в методической литературе. Предлагаемое описание является обобщающим: в нем системно представлены все орфографически значимые типы склонения существительных. В формулировке основного правила нет обычного порочного круга, когда тип склонения определяется по окончанию исходной формы (слова на ‑а(-я), слова на ‑о(-е)), а окончание исходной формы определяется по типу склонения (озеро, так как окно ). В правилах учитываются все группы слов и единичные слова, отклоняющиеся от стандартных парадигм и представляющие орфографическую трудность (болгарин – болгары, но англичанин – англичане; Пушкин – Пушкиным, но Чаплин – Чаплином; София – о Софии, но Лия – о Лие, Вий – о Вие; слова с основой на -й (Майя)), а также грамматические варианты (усища и усищи). Отмечается и наличие единичных слов с ударными окончаниями, не соответствующими данному типу склонения (путь, кий). Правила предупреждают ошибки неверного членения словоформ на морфемы, которые встречаются в справочной и учебной литературе. В одном из примечаний рассматривается проблема разграничения форм существительных на -ие, -ии и соотносимых с ними производных предлогов и лексикализованных (наречных) предложно-падежных сочетаний, совпадающих по произношению с предлогами (в заключении содержится ошибка – в заключение семинара благодарю всех участников, сказал в заключение). Учебно-методические материалы позволяют последовательно формировать умения, необходимые для правильного написания предлогов на -ие, -ии и соотносимых с ними наречных сочетаний и существительных с предлогами. Достаточное количество примеров, их группировка и расположение дают возможность учащимся наблюдать за семантическими, синтаксическими, орфографическими различиями предлогов, наречных сочетаний и существительных. Материалы допускают широкое варьирование объема и степени сложности заданий, что позволяет учителю адаптировать их, ориентируясь на возраст и уровень подготовки учащихся.
Об авторах
Е. В. АрутюноваРоссия
Елена Вячеславовна Арутюнова, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник
г. Москва
Е. В. Бешенкова
Россия
Елена Виленовна Бешенкова, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник
г. Москва
О. Е. Иванова
Россия
Ольга Евгеньевна Иванова, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник
г. Москва
Рецензия
Для цитирования:
Арутюнова Е.В., Бешенкова Е.В., Иванова О.Е. Окончания существительных и финали -ие, -ии в предлогах (из материалов академического описания русской орфографии). Русский язык в школе. 2023;84(2):66-78. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2023-84-2-66-78
For citation:
Arutyunova E.V., Beshenkova E.V., Ivanova O.E. Nouns endings and finals -ie, -ii in prepositions (from materials of the academic description of Russian orthography). Russian language at school. 2023;84(2):66-78. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2023-84-2-66-78