Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск

О междисциплинарном подходе к изучению концептов в школе

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-6-25-34

Аннотация

В статье на примере учебного занятия, посвященного работе с концептом «слог», раскрывается сущность междисциплинарного подхода, предполагающего ослабление границ между предметами в рамках образовательного процесса. Этот концепт создает условия для реализации принципа междисциплинарности, потому что, во-первых, он входит в терминологические системы как лингвистики, так и литературоведения. Во-вторых, работа с ним невозможна без актуализации лингвостилистических понятий, общих для этих двух филологических наук – лингвистики и литературоведения. Одиннадцатиклассники, решая поставленные учителем задачи, приближаются к постижению филологии как глобальной системы, что обусловлено их вниманием не только к лексическому значению слова-концепта, но и к тем смыслам, которые он выражает в разных контекстах, в том числе и литературно-художественных. В статье характеризуются этапы деятельности школьников (лексическая работа по разграничению омонимов, анализ и конструирование словосочетаний и предложений, комментирование афоризмов, анализ фрагментов из произведений А. С. Пушкина и Б. А. Ахмадулиной, идентификация предложенных микротекстов представителей поэзии Серебряного века, осмысление филологического текста как способ обобщения, творческое задание). При этом акцентируется внимание на тех видах деятельности учеников, которые являются общими для уроков русского языка и литературы.

Об авторе

М. И. Шутан
Нижегородский институт развития образования
Россия

Мстислав Исаакович Шутан, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой историко-филологических дисциплин

г. Нижний Новгород



Список литературы

1. Богданова Е. С. Реализация принципа соизучения языка и культуры (к 90­летию профессора Лии Александровны Ходяковой) // Русский язык в школе. 2022. Т. 83, № 3. С. 18–24. https://doi.org/10.30515/0131­6141­2022­83­3­18­24.

2. Дейкина А. Д. Семантические ресурсы в школьном курсе русского языка // Методическая лингвоконцептология: итоги и перспективы развития: монография / науч. ред. Н. Л. Мишатина. СПб.: ООО «Книжный дом», 2017. С. 110–122.

3. Мишатина Н. Л. Методическая лингвоконцептология: новые идеи и антропопрактики: монография. СПб.: ООО «Книжный дом», 2022. 304 с.

4. Томашевский Б. В. Вопросы языка в творчестве Пушкина // Пушкин. Исследования и материалы. Т. 1. М., Л.: Изд­во АН СССР, 1956. С. 126–184.

5. Ходякова Л. А., Супрунова А. В. Расширение фоновых культурных знаний в процессе работы с текстом путем активизации познавательной деятельности учащихся // Русский язык в школе. 2017. № 7. С. 8–13.


Рецензия

Для цитирования:


Шутан М.И. О междисциплинарном подходе к изучению концептов в школе. Русский язык в школе. 2022;83(6):25-34. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-6-25-34

For citation:


Shutan M.I. On an interdisciplinary approach to studying concepts at school. Russian language at school. 2022;83(6):25-34. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-6-25-34

Просмотров: 396


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)