Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск

Мартобрь/я

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2021-83-5-90-96

Аннотация

Предметом анализа является дериват мартобрь/я, состоящий из двух корневых морфем: март- и -брь (связанных инфиксом -о-). Данный окказионализм можно отнести к сложению основ по аббревиатурному типу – к модели словообразования, построенной на базе соединения двух равноправных единиц с помощью интерфикса -о-: целого слова и усеченного второго, причем с усечением начального компонента. Основной причиной создания окказионализма является стремление автора к оригинальному словоупотреблению, нестандартной организации стиха, строфы или целого текста. Дериват мартобрь/я используется как сильный экспрессив не только в художественной литературе, но и в текстах о политике, экономике, искусстве. Он оказывается ярким примером стилистического средства актуализации высказывания, усиления его воздействия на читателя. Чаще всего слово мартобрь/я употребляется в контекстах со значением ‘бред, безумие, сумасбродство, бессмысленность, абсурдность (нонсенс), ненормальное поведение’. Оно активно расширяет сферы употребления, проникая в новые контексты и функциональные стили. У ряда писателей и поэтов, в первую очередь у представителей сетевой литературы, встречаются разнообразные случаи использования этого производного. Подобные тексты и составляют материал исследования.

Об авторе

Б. Тошович
Институт славистики имени Карла и Франца
Австрия

Бранко Тошович, профессор

г. Грац



Список литературы

1. Богатырёва Н. Ю. Одержимые жаждой творить…: стихи и песни выпускников МГПИ им. В. И. Ленина 1950–60­х годов. М.: МПГУ, 2017. 144 с.

2. Бродский И. А. Остановка в пустыне: стихотворения. СПб.: Издательская группа «Лениздат – Книжная лаборатория», 2017. 272 с.

3. Скобелева М. Гоголь, Бродский, мартобря [Электронный ресурс]. URL: https://mariaskobeleva.livejournal.com/12987.html (дата обращения: 14.08.2021).

4. Солженицын А. Архипелаг ГУЛАГ. 1918– 1956: опыт художественного исследования: в 3 т. СПб.: Азбука – Азбука­Аттикус, 2018. 2075 с.


Рецензия

Для цитирования:


Тошович Б. Мартобрь/я. Русский язык в школе. 2022;83(5):90-96. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2021-83-5-90-96

For citation:


Toshovich B. Martobr’/ya (Marchober/of Marchober). Russian language at school. 2022;83(5):90-96. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2021-83-5-90-96

Просмотров: 261


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)