Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск

Игрушки живые и мертвые: концепт игры в повести А. С. Грина «Алые паруса»

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-5-60-67

Аннотация

Актуальность темы определяется тремя факторами: 1) тексты Грина регулярно предлагаются в качестве экзаменационного материала для ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку; 2) изучаемая в средней школе феерия «Алые паруса» во многих случаях интерпретируется недостаточно глубоко и полно вследствие поверхностного отношения к языку и композиции произведения;

3) все острее ставится вопрос о необходимости обучать школьников не простой констатации лингвистических и литературоведческих свойств текста, а целостному пониманию содержания художественного произведения. Автор статьи исходит из общефилологического принципа, согласно которому любой аспект анализа тематики текста связан с пониманием смысла текста в целом. При исследовании были применены метод контекстного анализа семантики, метод сопоставительного анализа языковых структур, статистический метод, интертекстуальный метод, метод мотивного анализа и др. В ходе анализа установлено, что тема игры и ее аспекты входят в содержательное ядро произведения и взаимодействуют с темами детства, чуда, творчества, веры и др. Полярные оценочные коннотации концепта «Игрушка» непосредственно связаны с проблематикой и авторской позицией повести. Словообразовательное гнездо с вершиной «игра» представлено в тексте достаточно широко, причем наиболее частотным является существительное «игрушка» (17 случаев из 38 употреблений слов с корнем -игр-); разработанность тематического поля достигается за счет богатых парадигматических и синтагматических связей ключевых слов темы. Концепт игры выполняет структурообразующую функцию в системе персонажей и касается не только главных, но и второстепенных действующих лиц. Тема игры получает развитие в сюжете произведения и образное воплощение в деталях, формирующих художественный мир текста.

Об авторе

Е. А. Яблоков
Институт славяноведения, Российская академия наук
Россия

Евгений Александрович Яблоков, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник

г. Москва

 



Список литературы

1. Блок А. А. О «Голубой птице» Метерлинка // Блок А. А. Собр. соч.: в 8 т. Т. 6. М.; Л: Художественная литература, 1962. С. 410–419.

2. Грин Н. Н. Воспоминания об Александре Грине. Феодосия; М.: ИД «Коктебель», 2005. 496 с.

3. Платонов А. П. Фабрика литературы: Литературная критика, публицистика. М.: Время, 2011. 722 с.

4. Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: в 17 т. Т. 3. Кн. 1. М.: Воскресенье, 1995. 635 с.

5. Ревякина А. А. Примечания // Грин А. С. Собр. соч.: в 5 т. Т. 4. М.: Художественная литература, 1994. С. 513–542.

6. Сандлер В. И. Вокруг Александра Грина (Жизнь Грина в письмах и документах) // Воспоминания об Александре Грине. Л.: Лениздат, 1972. С. 405–566.


Рецензия

Для цитирования:


Яблоков Е.А. Игрушки живые и мертвые: концепт игры в повести А. С. Грина «Алые паруса». Русский язык в школе. 2022;83(5):60-67. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-5-60-67

For citation:


Yablokov E.A. Alive and dead toys: the concept of a game in A. S. Grin’s novella "Scarlet Sails". Russian language at school. 2022;83(5):60-67. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-5-60-67

Просмотров: 365


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)