Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск

Детские речевые инновации

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-5-36-41

Аннотация

Речь детей отличается от речи взрослых тем, что в ней встречаются необычные слова или формы знакомых слов, а также не отвечающие норме значения существующих в общем употреблении слов. Термин ошибка не подходит для таких случаев, ибо это законные элементы формирующейся языковой системы ребенка. Несмотря на свою уникальность, они не мешают коммуникации со взрослыми. Эти нарушающие языковую норму единицы именуются инновациями. Анализ детских инноваций позволяет лингвистам исследовать характер языковых правил и их иерархическое устройство, а также выявить существующие в языке лакуны. В статье представлена типология детских речевых инноваций с позиции языковой нормы.

Об авторе

С. Н. Цейтлин
Институт лингвистических исследований, Российская академия наук; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Россия

Стелла Наумовна Цейтлин, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник ИЛИ РАН, профессор РГПУ им. А. И. Герцена

г. Санкт-Петербург



Список литературы

1. Бодуэн де Куртенэ И. А. Избранные труды по общему языкознанию: в 2 т. Т. 2 / сост.: В. П. Григорьев, А. А. Леонтьев. М.: Изд-­во Академии наук СССР, 1963.

2. Булаховский Л. А. Курс русского литературного языка. Т. 1. 5­е изд., перераб. Киев: Рад. школа, 1952. 447 с.

3. Воейкова М. Д. Становление имени: ранние этапы усвоения детьми именной морфологии русского языка. М.: Фонд «Развития фундаментальных лингвистических исследований», 2015. 352 с.

4. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. СПб.: Детство-­Пресс; М.: Творческий центр Сфера, 2007. 470 с.

5. Гридина Т. А. Вербальная креативность ребенка: от истоков словотворчества к языковой игре. 2­е изд., испр. и доп. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2018. 272 с.

6. Гридина Т. А. Объяснительный словарь детских инноваций: монография и словарь. Екатеринбург, 2012. 202 с.

7. Елисеева М. Б. Становление индивидуальной языковой системы ребенка: ранние этапы: монография. М.: Языки славянской культуры, 2015. 344 с.

8. Цейтлин С. Н. К вопросу о словообразовании в русской детской речи // Российский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10, № 2. С. 99–110. https://doi.org/10.15643/libartrus­2021.2.4.

9. Цейтлин С. Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи. М.: Знак, 2009. 592 с.

10. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок. Освоение ребенком родного языка: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Владос, 2017. 240 с.

11. Цейтлин С. Н. Языковые правила и их нарушения в речи детей и взрослых // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2020. № 196. С. 7–17. https://doi.org/10.33910/1992-­6464-­2020-19-6-­7­-17.

12. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность: сб. работ / ред. Л. Р. Зиндер, М. И. Матусевич. Л.: Наука, 1974. 427 с.


Рецензия

Для цитирования:


Цейтлин С.Н. Детские речевые инновации. Русский язык в школе. 2022;83(5):36-41. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-5-36-41

For citation:


Tseitlin S.N. Children’s speech innovations. Russian language at school. 2022;83(5):36-41. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-5-36-41

Просмотров: 803


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)