Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск

Употребление личных местоимений в лирической поэзии

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-4-73-79

Аннотация

В статье представлены отдельные формулы, фиксирующие морфологические способы выражения субъекта и субъектно-объектных отношений в лирической поэзии. В эти формулы включены личные местоимения с разными грамматическими характеристиками (имеются в виду категории лица, числа, падежа). Автор, опираясь на опыт исследования семантизации личных местоимений в лирической поэзии, на основе лингвостилистического анализа текстов А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, С. А. Есенина, Б. Л. Пастернака делает вывод о том, что вне прономинальной формулы, способствующей раскрытию жизненной позиции (психологического состояния) субъекта высказывания, лирический текст не существует. В статье акцентируется внимание на последовательности личных местоимений или их падежных форм в рамках поэтического текста. Многообразие прономинальных формул, по мнению автора статьи, свидетельствует о гибкости лирической структуры, так как последняя допускает различные варианты прономинального выражения субъекта высказывания и объектов, к которым он выражает свое отношение.

Об авторе

М. И. Шутан
Нижегородский институт развития образования
Россия

Мстислав Исаакович Шутан, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой историко-филологических дисциплин 

г. Нижний Новгород



Список литературы

1. Азарова Н. М. Местоимения «ты» и «Ты» в языке поэзии и философии // Сибирский филологический журнал. 2008. № 3. С. 197–204.

2. Гвоздев А. Н. Очерки по стилистике русского языка. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1952. 336 с.

3. Грехнёв В. А. Мир пушкинской лирики. Н. Новгород: Нижний Новгород, 1994. 464 с.

4. Колокольцева Т. Н. Диалогичность в лирических произведениях (На материале поэзии А. Вознесенского, Е. Евтушенко, Б. Окуджавы, Р. Рождественского) // Русский язык в школе. 2017. № 11. С. 38–42.

5. Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста: структура стиха. Л.: Просвещение, 1972. 272 с.

6. Мурашева О. П. Семантика и функции местоимений в поэтическом тексте // Ярославский педагогический вестник. 2004. № 1–2 (38– 39). С. 13–19.

7. Панова Е. А. Лингвопоэтический анализ стихотворения А. Дельвига «Пусть нам даны не навсегда…» // Русский язык в школе. 2018. № 7. С. 67–71. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2018-79-7-67-71.

8. Сильман Т. И. Заметки о лирике. Л.: Советский писатель, 1977. 224 с.

9. Сильман Т. И. Синтаксико-стилистические особенности местоимений // Вопросы языкознания. 1970. № 4. С. 81–92.


Рецензия

Для цитирования:


Шутан М.И. Употребление личных местоимений в лирической поэзии. Русский язык в школе. 2022;83(4):73-79. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-4-73-79

For citation:


Shutan M.I. The use of personal pronouns in lyrical poetry. Russian language at school. 2022;83(4):73-79. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-4-73-79

Просмотров: 306


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)