

Семантика морской образности в стихотворении Р. И. Рождественского «Домик Петра Первого в Саардеме» (к 90летию со дня рождения)
https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-4-50-54
Аннотация
В статье представлен лингвостилистический и поэтико-философский анализ стихотворения Р. И. Рождественского «Домик Петра Первого в Саардеме», являющегося одним из ключевых в идейно-художественной структуре сборника «Голос города», сопрягающего в едином художественном континууме современность с судьбоносными событиями отечественной истории. Цель статьи – выявить образный потенциал стихотворения на основе характеристики социокультурных и историософских проблем государственного и личного бытия человека ХХ в., раскрыть формально-содержательную систему реализации изобразительно-выразительных средств репрезентации морской образности как культурно-смыслового маркера авторской картины мира, органично интегрированной в национальную семиосферу. Для реализации заявленной цели использовались когнитивно-семантический, системно-целостный, структурно-типологический и историко-функциональный методы исследования, элементы мифопоэтического анализа художественного произведения в единстве парадигматики и синтагматики. Морская образность в стихотворении Р. И. Рождественского выступает не только поэтическим лейтмотивом, организующим лирический сюжет произведения, но и интегратором концептов, связанных с природной стихией, символизирующей пространство свободы, иррациональных порывов и жизнетворчества. Выявляется ключевой образ-символ стихотворения – корабль, которым представляется художнику и сам домик Петра Первого в Саардеме, и Россия, устремленная в великое будущее.
Об авторе
И. С. УрюпинРоссия
Игорь Сергеевич Урюпин, доктор филологических наук, профессор
г. Москва
Список литературы
1. Алефиренко Н. Ф. Спорные проблемы семантики. М.: Гнозис, 2005. 326 с.
2. Андреев А. В., Митрофанова О. А., Соколов К. В.Введение в формальную семантику. СПб.: СПбГУ, Филологический факультет, 2014. 88 с.
3. Берестнев Г. И. В поисках семантических универсалий. Калининград: Издво РГУ им. И. Канта, 2010. 256 с.
4. Булгаков М. А. Собрание сочинений: в 10 т. Т. 4: Белая гвардия. Дни Турбиных. Роман, пьесы. М.: Голос, 1997. 672 с.
5. Вольф Е. М. Функциональная семантика оценки. М.: Едиториал УРСС, 2002. 280 с.
6. Ерофеева Т. И. Просторечная лексика в городской речи носителей литературного языка (лексикографические изыскания) // Евразийский гуманитарный журнал. 2019. № S 4(2). С. 40–50.
7. Каргаполов Е. П., Каргаполова Л. А. Сущность творчества поэта Роберта Рождественского // Национальные приоритеты России. 2018. № 4(31). С. 46–52.
8. Ключевский В. О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М.: Правда, 1991. 622 с.
9. Колокольцева Т. Н. Текстообразующий потенциал диалогичности и фигур диалогизма в лирических произведениях А. А. Вознесенского и Р. И. Рождественского // Экология языка и коммуникативная практика. 2019. № 4–1. С. 70–82.
10. Сипкина Н. Я. Образная система поэтического творчества Р. И. Рождественского: функциональная роль и классификация образов // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 6(49). С. 341–344.
11. Стернин И. А., Розенфельд М. Я. Слово и образ. Воронеж: Истоки, 2008. 243 с.
12. Урюпин И. С. Национальнокультурный архетип «Саардамского плотника» в либретто М. А. Булгакова «Петр Великий» // Филоlogos. 2009. Вып. 6, № 3–4. С. 100–113.
13. Функциональная грамматика русского языка / под ред. С. М. Колесниковой. М.: Юрайт, 2020. 421 с.
Рецензия
Для цитирования:
Урюпин И.С. Семантика морской образности в стихотворении Р. И. Рождественского «Домик Петра Первого в Саардеме» (к 90летию со дня рождения). Русский язык в школе. 2022;83(4):50-54. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-4-50-54
For citation:
Uryupin I.S. The semantics of sea imagery in R. I. Rozhdestvensky’s poem "Czar Peter House in Zaandam" (to the 90th anniversary of the birth). Russian language at school. 2022;83(4):50-54. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-4-50-54