

Формирование аудитивных умений методом аудиотеатра в рамках проектной деятельности
https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-4-17-29
Аннотация
Статья посвящена проблеме обучения школьников аудированию. Цель настоящей статьи – раскрыть возможности метода аудиотеатра в решении проблемы формирования таких аудитивных умений школьников, как интерпретация речевого высказывания и контроль звучащей речи. В исследовании использованы методы моделирования аудиотеатральной деятельности и анализа теоретических источников, сравнение интонационно-звуковой интерпретации и аудиотеатра. В статье описывается процессуальная модель аудиотеатральной деятельности, формы организации работы над аудиоспектаклем (урок-читка, урок-коммуникация). Функционирование метода аудиотеатра продемонстрировано на примере перевода жанрово-ролевых сценок из произведений А. С. Пушкина (главным образом из «Капитанской дочки») в звуковую форму. Последовательно переданы нюансы конвертации вербальных средств и параязыка отдельных диалогических фрагментов в звук. Сделан вывод о том, что аудиотеатр эффективен не только как метод формирования умений интерпретировать и контролировать звучащую речь. Помогая учащимся овладевать аудированием в практической деятельности, он является также способом стимулирования читательских интерпретаций, развивает метасознание школьников, сближает два учебных предмета – русский язык и литературу.
Об авторе
М. В. МасловаРоссия
Марина Валентиновна Маслова, учитель русского языка и литературы
г. Тамбов
Список литературы
1. Долинин К. А. Интерпретация текста: Французский язык: учебное пособие. М.: КомКнига, 2017. 302 с.
2. Дридзе Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. Проблемы семиосоциопсихологии. М.: Наука; Академия наук СССР, Институт социологических исследований, 1984. 227 с.
3. Кобозева И. М., Лауфер Н. И. Интерпретирующие речевые акты // Логический анализ языка. Язык речевых действий. М.: Наука, 1994. С. 63–71.
4. Лавлинский С. П. Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход: учебное пособие для студентов-филологов. М.: Прогресс-Традиция. ИнФРА, 2003. 384 с.
5. Маслова М. В. Интонационно-звуковая интерпретация диалогических фрагментов поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» на уроках русского языка // Русский язык в школе. 2022. Т. 83, № 1. С. 14–25. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-1-14-25.
6. Сёмушкина Я. О проблеме подросткового чтения и поколении Z – тех, кто родился после 1996 года // Как мы читаем: заметки, записи, посты о современной литературе / сост. и ред. И. Дуардович. М.: Эксмо, 2021.
7. Шерель А. Аудиокультура XX века. История, эстетические закономерности, особенности влияния на аудиторию: Очерки. М.: Прогресс-Традиция, 2004. 331 с.
Рецензия
Для цитирования:
Маслова М.В. Формирование аудитивных умений методом аудиотеатра в рамках проектной деятельности. Русский язык в школе. 2022;83(4):17-29. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-4-17-29
For citation:
Maslova M.V. Forming auditory skills through the audio theatre method in the course of project work. Russian language at school. 2022;83(4):17-29. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-4-17-29