Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Методическая лингвоконцептология: перезагрузка в эпоху метамодернизма

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-4-7-16

Полный текст:

Аннотация

Рассмотрены актуальные методологические решения методической лингвоконцептологии в теоретических рамках новой культурологической парадигмы – метамодернизма и в условиях цифровой трансформации образования. К ним относятся: уточнение содержания школьного лингвистического образования с помощью международного трансдисциплинарного конструкта «Большие идеи»; использование философско-педагогической категории «забота о себе» как междисциплинарной категории в прикладном дискурсе методической лингвоконцептологии; освоение концептосферы русского языка. Сделан вывод, что формирование национально-культурной идентичности, патриотического и гражданского самосознания поколения метамодернизма требует нового содержания и методически выверенных (пластичных) антропопрактик.

Об авторе

Н. Л. Мишатина
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Россия

Наталья Львовна Мишатина, доктор педагогических наук, профессор, кафедра образовательных технологий в филологии 

г. Санкт-Петербург



Список литературы

1. Большие идеи для содержания образования / М. В. Гасинец, Н. А. Авдеенко, А. М. Михайлова, О. Д. Федоров, Т. В. Пащенко. М.: НИУ ВШЭ, 2020. 60 с.

2. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988. 704 с.

3. Галактионова Т. Г., Казакова Е. И. «Новая грамотность» как содержание образования взрослых // Подготовка учителя русского языка и литературы в системе вузовского образования: проблемы и перспективы: сб. науч. статей / под ред. Т. Г. Галактионовой, Е. И. Казаковой. М.: РАО, Центр русского языка и славистики, 2017. С. 10–13.

4. Гусельцева М. С. Метамодернизм в психологии: новые методологические стратегии и изменения субъективности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2018. Т. 8, № 4. С. 327–340. https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2018.402.

5. Думитреску А. Что такое метамодернизм и зачем нам это знать? / пер. М. Барановой, А. Зубова и др. [Электронный ресурс]. URL: https://newochem.ru/kultura/chto-takoemetamodernizm-i-zachem-nam-etoznat (дата обращения: 10.01.2022).

6. Заметки о метамодернизме [Электронный ресурс]. URL: https://metamodernizm.ru/noteson-metamodernism (дата обращения: 10.01.2022).

7. Карасик В. И., Слышкин Г. Г. Тенденции развития современного дискурса // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2021. № 1. С. 14–31. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2021-1-14-31.

8. Карасик В. И. Введение. О медийном преобразовании реальности // Человек и его дискурс – 6: дигитализация коммуникативных практик: коллективная монография / отв. ред. М. Р. Желтухина. М.; Волгоград: ПринТерра-Дизайн, 2020. 384 с.

9. Колесникова И. А. Постпедагогический синдром эпохи цифромодернизма // Высшее образование в Российской Федерации. 2019. № 8–9. С. 67–82. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-8-9-67-82.

10. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история. М.: Языки русской культуры,1996. 464 с.

11. Мишатина Н. Л. Формирование компетентного читателя в диалоге с искусством и наукой (из опыта создания учителями-предметниками «совместных проектов») // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. 2021. № 201. С. 77–89. https://doi.org/10.33910/1992-6464-2021-201-77-89.

12. Морен Э. Образование в будущем: семь неотложных задач // Синергетическая парадигма: синергетика образования: коллективная монография / отв. редактор В. Г. Буданов. М.: Прогресс-Традиция, 2007. С. 24–96.

13. Фрумкина Р. М. Самосознание лингвистики – вчера и завтра // Изв. АН. Сер. лит. и яз. 1999. Т. 58, № 4. С. 28–38 [Электронный ресурс]. URL: http://vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/LITRA/FRUMKINA. HT M (дата обращения: 05.05.2022).

14. Эпштейн М. От знания – к творчеству. Как гуманитарные науки могут изменять мир. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2016. 480 с.


Рецензия

Для цитирования:


Мишатина Н.Л. Методическая лингвоконцептология: перезагрузка в эпоху метамодернизма. Русский язык в школе. 2022;83(4):7-16. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-4-7-16

For citation:


Mishatina N.L. Methodological linguoconceptology: resetting in the era of metamodernism. Russian language at school. 2022;83(4):7-16. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-4-7-16

Просмотров: 375


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)