

Диалог с прошлым: лингвостилистический анализ рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского» (к 85-летию со дня рождения)
https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-3-65-74
Аннотация
Актуальность статьи обусловлена тем, что проза В. Г. Распутина исследуется главным образом в литературоведческом и методическом аспектах; меньше внимания уделяется языковедческому анализу. Несмотря на обилие работ, в которых затрагиваются частные аспекты «формы» рассказа «Уроки французского», целостный лингвостилистический анализ этого текста до сих пор не проводился. Цель статьи – комплексное описание языковых и стилистических особенностей данного произведения с использованием контекстологического, эстетико-стилистического, лингвопоэтического методов, а также поуровневого анализа. Выявлен комплекс языковых средств, направленных, с одной стороны, на сферу изображаемой писателем среды, в которой разворачиваются основные события сюжета, с другой – на создание образов автора, рассказчика, персонажей. Автор статьи приходит к выводу, что в рассказе для изображения «фабульного времени» широко используются лексико-фразеологические и грамматические средства разговорного стиля. В «авторском регистре» повествования находят отражение речевые особенности персонажей. Стилевая доминанта рассказа, определяющая и его композицию, и образную систему, – сложное взаимодействие разных точек зрения (автора, рассказчика-взрослого, рассказчика-ребенка, персонажей). «Повествовательное время» характеризуется смешением разговорных и стилистически нейтральных средств, высокой частотностью несобственно-прямой речи для оценки взрослым рассказчиком поступков и эмоций главного героя.
Об авторе
Е. В. ОгольцеваРоссия
Екатерина Васильевна Огольцева, доктор филологических наук, профессор
г. Москва
Список литературы
1. Большакова А. Ю. Поэтика прозы В. Распутина: художественная семантика времени // Творчество В. Г. Распутина в социокультурном и эстетическом контексте эпохи. М.: МПГУ, 2021. С. 12–47.
2. Галимуллина А. Ф., Меликсетян В. Ю. Роль школьного учебника литературы при изучении рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского » с использованием интерактивных методов обучения // Ценности и смыслы. 2018. № 5(57). С. 176–188. http://doi.org/10.24411/2071-6427-2018-10034.
3. Климова Т. Ю. Соотношение личной и социальной идентичности в художественном сознании В. Распутина и В. Маканина // Время и творчество Валентина Распутина: история, контекст, перспективы: Международная научная конференция, посвященная 75-летию со дня рождения В. Г. Распутина (Иркутск, 14–18 марта 2012 г.) / отв. ред. И. И. Плеханова. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2012. С. 320–334.
4. Крайник О. М. Портрет героя в художественной литературе. Углубление понятия «портрет » при изучении рассказа В. Распутина «Уроки французского». VIII класс // Литература в школе. 2016. № 7. С. 37–40.
5. Огольцева Е. В. Образное значение в системе отсубстантивной деривации (структурно-семантический аспект). 2-е изд. М.: ФЛИНТА, 2019. 296 с.
6. Резник О. В., Кузнецова Л. П. Литературный портрет как средство раскрытия внутреннего мира персонажа в прозе В. Г. Распутина // Литература в школе. 2019. № 1. С. 8–13.
7. Сенаторова Д. В. Лингвистическая реализация концепта «Время» в рассказах В. Распутина 90-х гг. // Язык. Текст. Дискурс. 2018. № 16. С. 120–128.
8. Шахерова О. Н. Распутин в школе: кн. для учителя. М.: Дрофа, 2004. 286 с.
9. Шумских Е. А. О некоторых особенностях языка и стиля повести В. Распутина «Прощание с Матёрой» // Русский язык в школе. 2017. № 5. С. 46–53.
Рецензия
Для цитирования:
Огольцева Е.В. Диалог с прошлым: лингвостилистический анализ рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского» (к 85-летию со дня рождения). Русский язык в школе. 2022;83(3):65-74. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-3-65-74
For citation:
Ogol’tseva E.V. Dialogue with the past: linguo-stylistic analysis of V. G. Rasputin’s short story "French Lessons" (to the 85th anniversary of the birth). Russian language at school. 2022;83(3):65-74. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-3-65-74