Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Диалог с прошлым: лингвостилистический анализ рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского» (к 85-летию со дня рождения)

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-3-65-74

Полный текст:

Аннотация

Актуальность статьи обусловлена тем, что проза В. Г. Распутина исследуется главным образом в литературоведческом и методическом аспектах; меньше внимания уделяется языковедческому анализу. Несмотря на обилие работ, в которых затрагиваются частные аспекты «формы» рассказа «Уроки французского», целостный лингвостилистический анализ этого текста до сих пор не проводился. Цель статьи – комплексное описание языковых и стилистических особенностей данного произведения с использованием контекстологического, эстетико-стилистического, лингвопоэтического методов, а также поуровневого анализа. Выявлен комплекс языковых средств, направленных, с одной стороны, на сферу изображаемой писателем среды, в которой разворачиваются основные события сюжета, с другой – на создание образов автора, рассказчика, персонажей. Автор статьи приходит к выводу, что в рассказе для изображения «фабульного времени» широко используются лексико-фразеологические и грамматические средства разговорного стиля. В «авторском регистре» повествования находят отражение речевые особенности персонажей. Стилевая доминанта рассказа, определяющая и его композицию, и образную систему, – сложное взаимодействие разных точек зрения (автора, рассказчика-взрослого, рассказчика-ребенка, персонажей). «Повествовательное время» характеризуется смешением разговорных и стилистически нейтральных средств, высокой частотностью несобственно-прямой речи для оценки взрослым рассказчиком поступков и эмоций главного героя.

Об авторе

Е. В. Огольцева
Московский педагогический государственный университет
Россия

Екатерина Васильевна Огольцева, доктор филологических наук, профессор

г. Москва



Список литературы

1. Большакова А. Ю. Поэтика прозы В. Распутина: художественная семантика времени // Творчество В. Г. Распутина в социокультурном и эстетическом контексте эпохи. М.: МПГУ, 2021. С. 12–47.

2. Галимуллина А. Ф., Меликсетян В. Ю. Роль школьного учебника литературы при изучении рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского » с использованием интерактивных методов обучения // Ценности и смыслы. 2018. № 5(57). С. 176–188. http://doi.org/10.24411/2071-6427-2018-10034.

3. Климова Т. Ю. Соотношение личной и социальной идентичности в художественном сознании В. Распутина и В. Маканина // Время и творчество Валентина Распутина: история, контекст, перспективы: Международная научная конференция, посвященная 75-летию со дня рождения В. Г. Распутина (Иркутск, 14–18 марта 2012 г.) / отв. ред. И. И. Плеханова. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2012. С. 320–334.

4. Крайник О. М. Портрет героя в художественной литературе. Углубление понятия «портрет » при изучении рассказа В. Распутина «Уроки французского». VIII класс // Литература в школе. 2016. № 7. С. 37–40.

5. Огольцева Е. В. Образное значение в системе отсубстантивной деривации (структурно-семантический аспект). 2-е изд. М.: ФЛИНТА, 2019. 296 с.

6. Резник О. В., Кузнецова Л. П. Литературный портрет как средство раскрытия внутреннего мира персонажа в прозе В. Г. Распутина // Литература в школе. 2019. № 1. С. 8–13.

7. Сенаторова Д. В. Лингвистическая реализация концепта «Время» в рассказах В. Распутина 90-х гг. // Язык. Текст. Дискурс. 2018. № 16. С. 120–128.

8. Шахерова О. Н. Распутин в школе: кн. для учителя. М.: Дрофа, 2004. 286 с.

9. Шумских Е. А. О некоторых особенностях языка и стиля повести В. Распутина «Прощание с Матёрой» // Русский язык в школе. 2017. № 5. С. 46–53.


Рецензия

Для цитирования:


Огольцева Е.В. Диалог с прошлым: лингвостилистический анализ рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского» (к 85-летию со дня рождения). Русский язык в школе. 2022;83(3):65-74. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-3-65-74

For citation:


Ogol’tseva E.V. Dialogue with the past: linguo-stylistic analysis of V. G. Rasputin’s short story "French Lessons" (to the 85th anniversary of the birth). Russian language at school. 2022;83(3):65-74. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-3-65-74

Просмотров: 260


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)