Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Обучение письменной речи в концепции В. Е. Мамушина (к 100-летию со дня рождения)

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-3-44-52

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена описанию методического наследия Всеволода Евгеньевича Мамушина. Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью изучения истории методической науки для прогнозирования ее дальнейшего развития и значимостью вклада В. Е. Мамушина в теорию и практику преподавания русского языка. Материалом исследования послужили научные и учебно-методические труды В. Е. Мамушина, а также публикации о нем. При подготовке статьи использованы методы: теоретический анализ научной литературы, метод систематизации и описательный метод. В. Е. Мамушин обогатил методическую науку в области методики развития речи учащихся: разработал оригинальные концепции обогащения речи учащихся образными средствами языка, развития умений самостоятельной письменной речи, формирования умений контроля за качеством текста, внес существенный вклад в изучение закономерностей развития детской речи. Теоретически обосновал развивающие возможности метода совершенствования текста, предложил авторскую классификацию речевых ошибок и систему деятельности по их предупреждению.

Об авторе

И. А. Сотова
Ивановский государственный университет
Россия

Ирина Алексеевна Сотова, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой отечественной филологии, Институт гуманитарных наук

г. Иваново



Список литературы

1. Гадалова В. В. Об одной странице в истории методики обучения русскому языку в школе // Вопросы речевого развития учащихся в школе и вузе. К 85-летию со дня рождения В. Е. Мамушина: сб. науч. ст. и метод. рек. по м-лам Всерос. науч.-метод. конф. (г. Иваново, 1–2 февр. 2007 г.) / И. А. Сотова (отв. ред.) и др. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2007. С. 16–21.

2. Дейкина А. Д. Особенности развития детской речи в методической интерпретации В. Е. Мамушина // Вопросы речевого развития учащихся в школе и вузе. К 85-летию со дня рождения В. Е. Мамушина: сб. науч. ст. и метод. рек. по м-лам Всерос. науч.-метод. конф. (г. Иваново, 1–2 февр. 2007 г.) / И. А. Сотова (отв. ред.) и др. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2007. С. 11–16.

3. Мамушин В. Е. Анализ слов качественной оценки в письменной речи пятиклассников // Баранов М. Т., Мамушин В. Е. Вопросы изучения лексики русского языка в восьмилетней школе / под ред. чл.-корр. АПН РСФСР Г. П. Фирсова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. С. 131–183.

4. Мамушин В. Е. Знакомство учащихся с формами передачи разговорной речи в сочиненияхповествованиях // Русский язык в школе. 1966. № 1. С. 26–30.

5. Мамушин В. Е. Об изменениях в синтаксическом строе письменной речи учащихся // Русский язык в школе. 1979. № 3. С. 51–53.

6. Мамушин В. Е. Об употреблении и конструировании учащимися сложных и осложненных предложений // Русский язык в школе. 1977. № 1. С. 41–51.

7. Мамушин В. Е. О развитии умения совершенствовать текст // Русский язык в школе. 1972. № 2. С. 32–41.

8. Мамушин В. Е. О речевом контроле в условиях письменной речи учащихся // Русский язык в школе. 1991. № 1. С. 15–20.

9. Мамушин В. Е. О становлении сложных и осложненных предложений в письменной речи учащихся // Русский язык в школе. 1988. № 2. С. 53–57; № 3. С. 57–60.

10. Мамушин В. Е. О характере и причинах речевых ошибок и об «ошибках контроля» // Русский язык в школе. 1990. № 1. С. 45–49.

11. Мамушин В. Е. Повторная работа над текстом изложения // Русский язык в школе. 1973. № 2. С. 16–25.

12. Мамушин В. Е. Сочетание знаков препинания и работа над ними в школе // Русский язык в школе. 1960. № 2. С. 46–50.

13. Мамушин В. Е. Формы работы над детскими рассказами // Русский язык в школе. 1969. № 3. С. 38–45.

14. Янченко В. Д. Научное наследие в области методики преподавания русского языка последней трети XX века – учителям-словесникам: монография / науч. ред. проф. А. Д. Дейкина. М.: Интеллект-Центр, 2011. 160 с.


Рецензия

Для цитирования:


Сотова И.А. Обучение письменной речи в концепции В. Е. Мамушина (к 100-летию со дня рождения). Русский язык в школе. 2022;83(3):44-52. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-3-44-52

For citation:


Sotova I.A. Teaching writing according to V. E. Mamushin’s theory (to the 100th anniversary of the birth). Russian language at school. 2022;83(3):44-52. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-3-44-52

Просмотров: 68


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)